Профориентационная работа

07.06.2021

Профориентация– комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Цель профориентационной работы в школе:

— оказания профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Приоритетными направлениями по созданию организационно-педагогических условий профориентации обучающихся с нарушением интеллекта в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» является:

Предпрофильная подготовка– это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

На этапе предпрофильного обучения в рамках уроков трудового обучения предлагается реализация образовательных программ.

Образовательная программа реализуется на следующих трудовых профилях:

· Кулинария;

· Цветоводство;

· Обслуживающий труд;

· Штукатурно – малярный.

Содержание профориентационной работы на этом этапе включает следующие направления деятельности:

– уроки трудового обучения;

– занятия по профессиональной ориентации с обучающимися;

–занятия с психологом по развитию навыков эффективного межличностного взаимодействия;

– индивидуальная психолого-педагогическая поддержкаобучающихся;

– психолого-педагогическая поддержка семьи, консультирование родителей;

–отслеживание динамики развития личности обучающихся, помощь в профессиональном самоопределении.

Профориентация понимается нами как деятельность, направленная на профессиональную реабилитацию обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Поэтому программа профориентации включает в себя перечень конкретных мероприятий (специфических и неспецифических), проведение которых будет способствовать адекватному самоопределению подростка с умственной отсталостью на различных этапах профессиональной реабилитации.

Особое внимание в процессе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями должно уделяться:

а) комплексной диагностической оценке исходя из психологических параметров, возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;

б) развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;

в) формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии для детей с умственной отсталостью.

Профессиональная ориентация представляет собой часть трудовой подготовки.

Методы профессионально ориентационной работы в процессе обучения достаточно многообразны, к ним относятся:

1. Занятия в мастерских с сообщением определенных сведений профессионально-ориентированного характера.

2. Введение профессионально-ориентированного материала в обычный урок.

3. Профессионально ориентационный урок или беседа.

4. Занятия в кружках.

5. Экскурсии на предприятия, профессиональные учебные заведения, на выставки, в службу занятости.

6. Участие во Всероссийских и областных конкурсах.Хочу такой сайт

7. Встречи со специалистами учреждения СПО, специалистами службы занятости.

С 14 лет ребенок с ОВЗ или инвалидностью становится субъектом мероприятий, направленных на его профессиональную ориентацию, профессиональное обучение. Это закреплено частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

К профориентационной работе должны быть привлечены организации здравоохранения, необходимость учета их состояния здоровья и рекомендаций МСЭ в индивидуальной программе реабилитации инвалида, содержащих заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Задачи решаемые в школе:

· Формирование установок на труд и позитивное отношение к труду.

· Развитие общетрудовых качеств и навыков.

· Формирование базовых ценностей, норм и правил поведения.

· Формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки.

Развитие установок и мотиваций на показанные виды трудовой деятельности.

· Развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показных видах трудовой деятельности.

· Сглаживание и ликвидация неадекватных установок по отношению к показанным видам трудовой деятельности.

· Содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.

Согласно приказа Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», установлен перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

Для инвалидов с интеллектуальными нарушениями могут быть рекомендованы следующие виды труда:

а) по характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач – физический труд;

б) по форме организации трудовой и профессиональной деятельности — регламентированный (с определенным распорядком работы);

в) по предмету труда — «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек — художественный образ»;

г) по признаку основных орудий (средств) труда — ручной труд, машинно-ручной труд;

д) по уровню квалификации — неквалифицированный труд (уборка, ремонт, доставка, подсобные работы, сортировка, упаковка, маркировка, комплектование, погрузо-разгрузочные работы);

ж) по сфере производства – преимущественно на мелких промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, в художественных промыслах, в строительстве.

На сегодняшний день выпускники имеют возможность продолжить образование по следующим направлениям в учебных заведениях среднего профессионального образования г. Екатеринбурга.

-ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса», «Швея»;

-ГБПОУ СО Социально-профессиональный техникум «Строитель», «Садовник», «Маляр Штукатур», «Облицовщик-плиточник», «Столяр строительный Плотник».

-Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина, «Маляр строительный»

-Екатеринбургский экономико-технологический колледж , «Швея» «Обувщик по ремонту обуви»;

-ГБОУ СПО СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса», «Столяр, Сборщик изделий из древесины».

Обучение для девушек: Обучение для юношей

Маляр Маляр

Садовник Облицовщик-плиточник

Швея Столяр строительный

Портной Садовник

Кухонный рабочий Портной

Кухонный рабочий

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».