Аннотация к программе коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» 6 - 9 классов (2 вариант)
Программа
коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данная программа предназначена для
коррекционно-логопедического
сопровождения обучающихся 5в, 7в, 8в, 9в классов, обучающихся по специальной адаптированной основной
общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель курса – формирование коммуникативных и
речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной
коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
В рамках данного коррекционного курса целесообразно выделить следующие основные задачи:
1) Учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и
общения – вербальными и нeвeрбальными.
2) Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
3) Развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом обучающегося.
4) Создать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности обучающихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков,
слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного
развития.
Общая характеристика коррекционного курса:
Для обучающихся с
умеренной и тяжёлой умственной отсталостью характерен ряд особенностей –
отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в
контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и
всех её функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с
тяжёлыми и множественными нарушениями развития устная речь
отсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающими
сильно затруднено либо невозможно.
Все
вышеперечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим
миром, его социализации и адаптации в обществе. Это значит, что необходимо
обучать таких детей использованию альтернативных и вспомогательных средств
коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение выстраивается
таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не
препятствием к овладению словесными средствами общения. А для той категории
детей, которая не овладеет словесными средствами коммуникации, использование
невербальных средств общения станет обходным путём в организации и успешной
социализации в обществе. Используя невербальные (альтернативные) средства
коммуникации и обучая детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью,
педагоги компенсируют у безречевых детей отсутствие полной речевой активности, помогают
данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создают
базу для развития речи и познавательной деятельности детей.
Содержание
программы
Коррекционный
курс «Альтернативная коммуникация» включает следующие разделы: «Понимание обращенной речи», «Развитие
артикуляционной и мелкой моторики», «Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков», «Формирование лексико-грамматического строя речи».
Сопровождение обучащюихся
с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью каждого года обучения
осуществляется по этапам.
Этапы работы:
подготовительный, коррекционный, заключительный.
В процессе таких
занятий у учащихся повышается речевая активность, обучающиеся становятся
открытыми для общения, комплексный подход позволяет решить задачи обучения,
развития, воспитания. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими
детьми, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения,
происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование
игровых приёмов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется
желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками. Данное
сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи позволит улучшить их
социальную адаптацию, даст возможность для дальнейшего развития ребёнка и
компенсации нарушений.
Личностные и
предметные результаты освоения программы
коррекционного курса
1.
Предметные результаты:
¾
Понимание обращенной речи и смысла доступных
невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений), неспецифических жестов.
¾
Овладение
умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые
правила поведения.
¾
Умение
пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
¾
Использование
доступных средств коммуникации для передачи сообщения.
¾
Понимание
слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека.
¾
Узнавание,
называние буквы; чтение простого гласного слога.
¾
Выполнение
графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.
2. Личностные
результаты:
¾
Основы
персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу,
осознание себя как «Я».
¾
Социально
– эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
¾
Формирование
социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Формирование
базовых учебных действий
Формирование базовых учебных
действий направлено на развитие у обучающегося готовности к овладению
содержанием программы коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация» и
включает следующие задачи:
¾
Подготовка
обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с
педагогом.
¾
Формирование
учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на
задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению
учебных материалов;
¾
Формирование
умения выполнять действия по образцу и по подражанию.
Показатели формирования сферы жизненной
компетенции обучающегося:
¾
Умение
обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной
помощи, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
¾
Умение
поддерживать контакт с собеседником: задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, используя вербальные или
невербальные средства коммуникации.
¾
Умение
корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.,
используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
¾
Умение
передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком.
Курс
имеет безоценочную систему прохождения материала. Оценка эффективности
коррекционных мероприятий отслеживается по результатам обследования в конце
учебного года и сравнения с результатами на начало учебного года по
разработанной схеме.