Аннотация к программе коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» 6 - 9 классов (2 вариант)

Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

          Данная программа предназначена для коррекционно-логопедического  сопровождения обучающихся 5в, 7в, 8в, 9в классов, обучающихся  по специальной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цель курса – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

В рамках данного коррекционного курса целесообразно выделить следующие основные задачи:

1) Учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и
общения – вербальными и нeвeрбальными.

2) Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач.

3) Развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом обучающегося.

4) Создать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности обучающихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.

     

 Общая характеристика коррекционного курса:                                                               

 Для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью характерен ряд особенностей – отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех её функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с
тяжёлыми и множественными нарушениями развития устная речь
отсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающими
сильно затруднено либо невозможно.

Все вышеперечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром, его социализации и адаптации в обществе. Это значит, что необходимо обучать таких детей использованию альтернативных и вспомогательных средств коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. А для той категории детей, которая не овладеет словесными средствами коммуникации, использование невербальных средств общения станет обходным путём в организации и успешной социализации в обществе. Используя невербальные (альтернативные) средства коммуникации и обучая детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, педагоги компенсируют у безречевых детей отсутствие полной речевой активности, помогают данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создают базу для развития речи и познавательной деятельности детей.

    Содержание  программы

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» включает следующие разделы: «Понимание обращенной речи», «Развитие артикуляционной и мелкой моторики»,    «Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков», «Формирование лексико-грамматического строя речи».

Сопровождение обучащюихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью каждого года обучения осуществляется по этапам.

Этапы работы: подготовительный, коррекционный, заключительный.

В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность, обучающиеся становятся открытыми для общения, комплексный подход позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими детьми, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приёмов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками. Данное сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи позволит улучшить их социальную адаптацию, даст возможность для дальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений.         

 

Личностные и предметные  результаты освоения программы коррекционного курса

1.   Предметные результаты:

¾              Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов. 

¾             Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.

¾             Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

¾             Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения.Хочу такой сайт

¾             Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

¾             Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога.

¾             Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.

2. Личностные результаты:

¾             Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я».

¾             Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

¾             Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. 

Формирование базовых учебных действий

Формирование базовых учебных действий направлено на развитие у обучающегося готовности к овладению содержанием программы коррекционного курса                                        «Альтернативная коммуникация»  и включает следующие задачи:

¾              Подготовка обучающегося к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с педагогом.

¾              Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;

¾             Формирование умения выполнять действия по образцу и по подражанию.                                                                                                                Показатели формирования сферы жизненной компетенции   обучающегося:

¾                 Умение обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.

¾                 Умение поддерживать контакт с собеседником: задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.

¾                 Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д., используя вербальные или невербальные средства коммуникации.

¾                 Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

 

Курс имеет безоценочную систему прохождения материала. Оценка эффективности коррекционных мероприятий отслеживается по результатам обследования в конце учебного года и сравнения с результатами на начало учебного года по разработанной схеме.

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».