Аннотация к программе коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предназначена для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а, 7а, 7б, 9б классов) и направлена на развитие общей и ручной моторики, сенсорики и высших психических функций.

В программах четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

ü  развитие моторики, графомоторных навыков;

ü  тактильно-двигательное восприятие;

ü  кинестетическое и кинетическое развитие;

ü  восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

ü  развитие зрительного восприятия;

ü  восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

ü  развитие слухового восприятия;

ü  восприятие пространства;

ü  восприятие времени.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога.

Планируемые результаты освоения раздела программы обучающимися:

Ø    базовые учебные действия – расширение двигательного опыта обучающихся; выполнение действия по двухступенчатой инструкции с направляющей помощью педагога;

Ø    личностные – возможность осознания целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия.

Планируемые результаты освоения раздела программы обучающимися:

Ø    базовые учебные действия – расширение представлений о свойствах объектов окружающего мира; умение различать на ощупь некоторые поверхности и контрастные температуры;

Ø    личностные – возможность осознания целенаправленно выполнять действия по тактильному  распознаванию предмета.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Планируемые результаты освоения раздела программы обучающимися:

Ø    базовые учебные действия – расширение двигательного опыта обучающихся; выполнение движений по инструкции и с направляющей помощью педагога;

Ø    личностные – возможность осознания необходимости различать ощущения от движений и поз собственного тела в повседневной жизни.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Хочу такой сайт

Планируемые результаты освоения раздела программы обучающимися:

Ø    базовые учебные действия – расширение двигательного опыта обучающихся; выполнение действия по двухступенчатой инструкции с направляющей помощью педагога;

Ø    личностные – возможность осознания необходимости различать цвета, форму, величину предметов в повседневной жизни. 

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром.

Планируемые результаты освоения раздела программы обучающимися:

Ø    базовые учебные действия – узнавание различных объектов и составляющих их частей; ориентировка в окружающем с направляющей помощью педагога;

Ø    личностные – возможность осознания необходимости целенаправленного осмысленного восприятия объектов и явлений в повседневной жизни.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.

Планируемые результаты освоения раздела программы обучающимися:

Ø    базовые учебные действия – расширение осязательного, обонятельного опыта обучающихся; различение контрастных барических ощущений с направляющей помощью педагога;

Ø    личностные – возможность осознания многообразия барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов в повседневной жизни.

Раздел «Развитие слухового восприятия» — введен для более полного овладения речью через использование игровых приемов работы, направленных на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игру на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д.

Планируемые результаты освоения раздела программы обучающимися:

Ø    базовые учебные действия – расширение слухового опыта обучающихся; выполнение действия по звуковому сигналу с направляющей помощью педагога;

Ø    личностные – возможность осознания необходимости целенаправленно выделять отдельные звуки и серии звуков в повседневной жизни.

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Важное место занимает обучение учащихся ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты.

Планируемые результаты освоения раздела программы обучающимися:

Ø    базовые учебные действия – умение ориентироваться на листе бумаги, поверхности парты и в школьных помещениях; выполнение действия по двухступенчатой инструкции с направляющей помощью педагога;

Ø    личностные – возможность осознания необходимости ориентироваться в пространстве в повседневной жизни.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года.

Планируемые результаты освоения раздела программы обучающимися:

Ø    базовые учебные действия – расширение временных представлений обучающихся; выполнение последовательных действий по инструкции педагога в определённый промежуток времени;

Ø    личностные – возможность осознания необходимости выполнять действия в определённый промежуток времени в повседневной жизни.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».