Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Домоводство» обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 6 - 9 классов
Рабочая программа по учебному предмету
«Домоводство» составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2), в соответствии с учебным планомучреждения.
Цель реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы - развитие обучающихся, формирование общей культуры, соответствующей
общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых
для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и
навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной
самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Занятия по домоводству направлены на практическую подготовку
обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний
и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня их развития.
Основными задачами преподавания домоводства являются:
- развитие и совершенствование навыков
самообслуживания;
-формирование умений, навыков,
необходимых для ведения домашнего хозяйства;
-формирование умений, навыков
пользоваться различными инструментами и приспособлениями, бытовыми
электроприборами, колющими и режущими предметами;
-формирование морально-этических норм и
правил поведения, а также, навыков общения.
- формирование основы нравственного поведения, норм этики в
ближайшем (семейном) окружении.
Настоящая
программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей
развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по
принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение
тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и
совершенствовать у обучающих необходимые им навыки самообслуживания,
ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически
знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им
придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Программа учебного предмета «Домоводство»
включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным
инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Освоенные действия обучающийся может в
последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например,
занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой
деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве
дворника или уборщицы.
Контроль за знаниями, умениями и навыками
обучающихся (текущий) осуществляется в ходе устных опросов, выполнения заданий
различного характера по изучаемым темам, при проведении проверочных работ в
конце каждой четверти и по окончании учебного года.
Оценивание осуществляется по
разработанной системе оценивания для обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. Отслеживание результатов освоения рабочей программы по
учебному предмету «Домоводство» заносится в таблицу: Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год по индикаторам
оценки достижения личностных результатов освоения АООП, разработанных образовательной организацией.
Предметные результаты освоения обучающимися отслеживаются традиционно с использованием балльной оценки. Они выявляются в ходе
выполнения разных видов заданий, требующих верного решения: по способу
предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения
(репродуктивные, продуктивные, творческие) с помощью основных
критериий оценки планируемых предметных результатов.
При оценке знаний учитель руководствуется итогами практических
умений, при этом усилия обучающихся
всячески поощряются. В течение учебного года проводятся различные
мероприятия (выставки, конкурсы кулинаров, предметные недели и многое другое,
что может соединить между собой трудовое, эстетическое, нравственное воспитание
с уроками домоводства, труда, этики, истории и других предметов учебного
плана), на которых обучающиеся совместно с учителями и воспитателями показывают
свои знания и практические умения по домоводству.