Аннотация к рабочей программе обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 7 - 8 классов.
Рабочие программы по учебному предмету
«Окружающий природный мир» ориентированы на обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью и составлены в соответствии с действующими нормативно-правовыми
документами. Программы определяют содержание указанного предмета,
последовательность его прохождения в течение учебного года в каждом обозначенном
классе, учитывая особенности познавательной деятельности обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Рабочая программа каждого класса
рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю согласно расписанию).
Обучающиеся с умственной отсталостью имеют
конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно
затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование
речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный
запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У
многих обучающихся языковые средства часто оказываются несформированными.
Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации
позволяет обучать обучающихся с выраженным интеллектуальным недоразвитием
навыкам элементарной коммуникации.
Цель предметного курса – это организация условий для формирования
коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и
невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития и применение их в повседневной жизни в
соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями здоровья данного учащегося, для обеспечения усвоения им социального и культурного опыта.
Задачи предмета:
- понимание обращённой речи и смысла доступных
невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений), неспецифических жестов;
- пользование воспроизводящими заменяющими речь
устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие);
- овладение умением вступать в контакт,
поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и
альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
- умение пользоваться доступными средствами
коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
- формирование навыка понимания смысла
узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов;
развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и
письмом на доступном уровне.
Специальной задачей программы предметного курса
«Речь и альтернативная коммуникация» является индивидуальное поэтапное планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для
обучающихся пределов.
Программа предметного курса «Речь и альтернативная
коммуникация» учитывает особенности познавательной деятельности обучающегося.
Коррекционная работа направлена на разностороннее развитие личности обучающегося,
носит игровой характер, способствует развитию речевой и познавательной сферы,
социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Динамика овладения обучающимися с умеренной и
тяжёлой умственной отсталостью, коммуникативными и речевыми навыками и умениями
крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема
изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень
медленно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется
в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Базовые
учебные действия, формируемые у обучаемого, обеспечивают осознанное отношение к
обучению, а также составляют основу формирования более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему его становлению как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.