Аннотация к рабочим программам учебного предмета «Чтение» обучающихся с легкой умственной отсталостью 5 - 9 классов
Рабочие
программы по учебному предмету «Чтение» составлены в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.
Программы определяют содержание указанного предмета, последовательность его
прохождения в течение учебного года в каждом обозначенном классе, учитывая
особенности познавательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Рабочая
программа каждого класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю согласно
расписанию), включая уроки внеклассного чтения.
Учитывая
имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью особенности развития, основной
целью уроков чтения является развитие речи обучающихся как средства коммуникации через
совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ содержания
художественных произведений, развитие
умений связно излагать устные и письменные высказывания.
В
ходе преподавания данного предмета решается ряд задач, таких как:
-
совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, соблюдение норм
русской орфоэпии;
-
развитие диалогической и монологической форм устной речи, выработка умения
связно и логично излагать свои мысли;
- формирование
нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское,
трудовое, эстетическое воспитание обучающихся.
- воспитание умения обосновывать свое высказывание,
отстаивать его и не соглашаться в случае наличия
другого мнения;
- осуществление на
примере чтения художественной литературы воспитания гражданских,
морально-этических и нравственных качеств личности обучающегося.
В ходе уроков чтения обучающиеся знакомятся с различными художественными
произведениями и совершенствуют элементарные представления о стихотворении,
рассказе, басне, балладе, былине, разных видах сказок. В активный словарь
школьников вводятся такие термины как: «народное» и «литературное»
произведение, «персонаж», «жанр», «мотив», «сюжет» и т. д. Рабочие программы
предполагают развитие всех психологических процессов, развитие коммуникативных
навыков, развитие волевой сферы обучающихся, развитие умения сотрудничать с
другими детьми.
В программах по
чтению используется тематический принцип подбора литературного материала. Содержание
произведений связано с темами, жизненно близкими детям. Следует помнить, что
обучающиеся с умственной отсталостью значительно успешнее воспринимают тот
материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям
за того или иного героя.
При оценке освоения учебной программы обучающимися необходимо учитывать
следующее:
1) при оценке устного
ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность
ответа, правильность речи, аргументирование рассуждения, умение сослаться на
текст произведения;
2) при оценке чтения
обучающегося – беглость, выразительность чтения; умение читать четко, понятно,
уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;
3) при оценке
пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; умение выполнить поставленную задачу
(пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста,
или кратко), уметь говорить ясно, выразительно, без речевых ошибок и
слов-паразитов;
4) при
оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения,
отсутствие ошибок; умение четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать
паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.
Предлагаются: доступные
художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков
русской и отечественной литературы; краткие сведения о их жизни и творчестве;
произведения русского народного творчества (сказки, загадки, поговорки, былины,
баллады); литературные сказки; произведения современных писателей русской и
зарубежной литературы.
В процессе обучения чтению осуществляется мониторинг формирования
всех групп базовых учебных действий и отслеживаются личностные результаты
развития обучающегося.