Аннотация к рабочим программам по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 5 - 9 классов с лёгкой умственной отсталостью.
Рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык» ориентирована на обучающихся 5-9 классов с лёгкой умственной
отсталостью и составлена в соответствии
с нормативно-правовыми документами.
Рабочая программа ориентирована на
использование учебника «Русский язык» для 5-9 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, издательство «Просвещение», Москва.
Целью рабочей
программы является: овладение элементарными знаниями по грамматике,
которые необходимы для приобретения практических навыков устной и письменной
речи, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков,
воспитание интереса к родному языку.
Задачи
программы обучения:
- совершенствование навыка в различении изучаемых частей речи, частей слов и членов
предложений;
-
развитие умения осуществлять различные виды разборов, сопровождая объяснением и
комментированием с помощью графических и словесных опор;
-
развитие умения видеть, называть и объяснять изучаемую и изученную орфограмму
(пунктограмму);
- развитие диалогической и монологической форм устной речи, выработка
умения связно и логично излагать свои мысли, подтверждать свое
заключение словами текста;
- формирование нравственных качеств,
направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое
воспитание учащихся посредством развития
способности воспринимать речевой материал,
оценивать описываемую ситуацию и давать оценки при осуществлении
элементов анализа текстов при выполнении упражнений, написании диктантов и
изложений.
Программа определяет содержание указанного предмета, последовательность его
прохождения по годам обучения, учитывая особенности познавательной деятельности
умственно отсталых обучающихся.
Русский язык – как учебный
предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения зависит успешность всего школьного
обучения. Предмет входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и
является основным предметом
образовательной части учебного плана. На данный предмет отводится 4 часа
при пятидневной учебной неделе. Продолжительность учебного года – 34
недели согласно годового учебного графика. Общее количество уроков по учебному
плану за учебный год составляет 136 часов.
Планируемые результаты
изучения предмета (их характеризуют
достижения в усвоении знаний и умений, полученных на уроках русского языка в
течение учебного года, возможность их применения в практической деятельности): минимальный уровень, достаточный уровень.
На протяжении
всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной
деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции
мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во
многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Система оценки достижения планируемых
результатов освоения обучающимися АООП (вариант 1, 5-9 кл.) обеспечивает
связь между требованиями программы и
образовательным процессом. Основными направлениями и целями оценочной
деятельности являются: |
||
|
|
|
1. Установление достижения обучающимися
возможных личностных и предметных результатов
в освоении АООП (вариант 1, 5-9 кл.) по окончанию основной ступени
обучения.
2. Установление динамики развития
обучающихся по итогам учебных четвертей и учебного года.
3. Описание достижения возможных
результатов в форме, понятной для всех участников образовательных отношений.
Система
оценивания включает в себя две составляющие – качественную и количественную.
- Качественная составляющая обеспечивает
всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет отражать такие важные
характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к
предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.
- Количественная составляющая позволяет выстраивать
шкалу индивидуальных «приращений» обучающихся, сравнивать сегодняшние
достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять
полученные результаты с нормативными критериями.
Сочетание качественной и количественной
составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития
каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.
Планируемое
формирование базовых учебных действий.
Базовые учебные действия представляют собой группу действий,
формирование которых в старших классах школы содействуют дальнейшему
становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности
на доступном для него уровне.
Состав базовых учебных действий.
Личностные учебные
действия представлены следующими умениями:
·
Испытывать чувство гордости за свою страну;
·
Гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей;
·
Адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.;
·
Уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности;
·
Активно включаться в общеполезную социальную
деятельность;
·
Бережно относиться к культурно-историческому
наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают:
·
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
·
Слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его;
·
Использовать доступные источники и средства
получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены
умениями:
·
Принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач;
·
Осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
·
Осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения практических и учебных задач;
·
Осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности;
·
Обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности;
·
Адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия позволяют:
·
Дифференцированно воспринимать окружающий мир,
его временно-пространственную организацию;
·
Использовать усвоенные логические операции
(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
·
Использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.