Аннотация к программе коррекционного курса «Логопедические занятия» 1 - 4 «а» классов 1вариант
Программа
коррекционного курса «Логопедия»
разработана в соответствии Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Данная программа предназначена для
коррекционно-логопедического
сопровождения обучающихся 1 - 4 «а» классов, обучающихся по специальной адаптированной основной
общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Предложенная программа - это введение процесса
усвоения языка в деятельность общения посредством речевых средств, подлежащих
усвоению в следующей последовательности: 1 -2 класс - накопление речевых
средств; 3 класс - отбор речевых средств; 4 класс - применение речевых средств;
Программа по логопедии для 1-4 «а» классов составлена на основе
учебной программы по логопедии Е.Л. Кузьминых «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1-5
классов С(К)ОУ VIII вида», г. Екатеринбург,
Цель программы: коррекция нарушений устной и
письменной речи.
Программа решает следующие задачи:
1) предоставление
поэтапного курса становления у умственно отсталого ребенка речевого общения
посредством логопедических занятий по следующим направлениям: 1а-2а класс -
развитие средств речи, 3а-4а класс - развитие речевых способностей;
2) создание
необходимого фундамента для речевого развития посредством совершенствований
психических, процессов;
3) обеспечение
условий для практического общения и формирования коммуникативной функции речи.
Задачи программы реализуются по 3
направлениям:
1 - многоуровневое содержание
коррекционно-развивающей работы;
2 - педагогические условия реализации задач;
3 - коммуникативная направленность обучения.
Реализация 1 направления осуществляется через
приспособление каждой программной темы к данному речевому уровню учащихся;
любой программный материал используется таким образом, чтобы он помогал
развивать у детей форму речи, необходимую на данном этапе; каждую тему можно
использовать по-разному, в зависимости от уровня наполнения речевых средств и
возможностей применения. 2 направление включает: создание
организационно-содержательных условий, учебно-методической базы. 3 направление
подразумевает образование систематизированных связей речи для отражения
наиболее существенных отношений между предметами и произвольности поведения в
обществе.
Задачи программы решаются рядом специальных
частных задач: развитие звукопроизносительной стороны речи, смысловой,
обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической
правильности речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной
(монологической) форм речи, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.
В первые две педели учебного года проводится
логопедическое обследование, включающее в себя: изучение нарушений устной и
письменной речи, психических процессов и познавательной деятельности;
заполняются речевые карты; комплектуются подгруппы по однородности речевых
нарушении; составляются индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы.
Планируемые
результаты освоения программы обучающимися:
базовые
учебные действия:
·
умение
опознавать фонему по постоянным различительным признакам;
·
умение
дифференцировать артикуляторно близкие звуки а-о, е-ю, и-е, твердые и мягкие
согласные, акустически близкие звуки звонкие-глухие: ш-ж, ш-щ, с-з, с-ц, р-л,
к-г, м-н, д-т ;
·
расширение
представлений о том, что буквы я, е, ю, и, ё, ь служат для обозначения мягкости
согласных;
·
умение
различать кинестетически сходные буквы и-у, б-д;
·
умение
устанавливать состав звуков в слове, их количество, своеобразие, порядок
следования;
·
умение
составлять графическую схему слова, предложения;
·
умение
составлять словосочетания по предметным и сюжетным картинкам и репродуцировать
их в предложения;
• умение
определять понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание»,
«предложение»;
• расширение
представлений о роли гласных и согласных в слове;
• расширение
возможности использования способов словообразования;
• умение
производить фонетический разбор; делить слово на слоги, определять количество
звуков и слогов в словах различной слоговой структуры, определять характер
звуков: гласные (ударные, безударные), согласные (звонкие-глухие,
твердые-мягкие), соотносить количество звуков и букв в словах;
• умение
оформлять условно графические схемы слов и предложений;
• расширение
знаний принципов построения простого предложения и возможности его
распространения;
• умение
составлять предложения по опорным словам, по картинкам и сериям картинок, по
графической схеме;
Личностные:
·
возможность
осознания необходимости придавать органам речи, требующуюся артикуляционную
позу;
·
возможность
осознания необходимости использовать в ситуативной и контекстной речи
поставленные звуки, правильно обозначать их графически;
·
возможность
осознания необходимости осуществлять слуховой контроль за собственным
произношением;
·
возможность
осознания необходимости сравнивать звуковую и смысловую стороны слов;
·
возможность
осознания необходимости использовать отработанную лексику (номинативный,
предикативный словарь) в самостоятельной речи.
Программа имеет безоценочную
систему прохождения материала. Оценка эффективности коррекционных мероприятий
отслеживается по результатам обследования в конце учебного года и сравнения с
результатами на начало учебного года по разработанной схеме обследования.