Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» ПРИНЯТО РЕШЕНИЕМ педагогического совета Протокол № 5 от 10.01.2020 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» _________________ Н.В. Солнцева Приказ № 9 от 10.01.2020 г. Внесены изменения 01.09.23.: ПрАООП заменили на ФАООП ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценивания и учете результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2) при текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о системе оценивания и учете результатов освоения АООП обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР при текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации (далее Положение) разработано в соответствии со следующими действующими нормативными документами: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями) (статья 30); - Приказ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Приказ МОиН №1599 от 14 декабря 2014 г., зарегистрирован Минюст № 35850 от 03.02.2015); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - далее ФГОС ОО УО (ИН); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); - Устав ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5». 1.2. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5», регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной, итоговой аттестации обучающихся с УТУО и текущего контроля их успеваемости. 1.3. Положение разработано в целях: - регламентирования порядка оценивания знаний и достижений, обучающихся в освоении АООП (вариант 2) и СИПР в ходе текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации; - организации наблюдения за продвижением обучающихся с УТУО в своем развитии; - обеспечения социальной защиты обучающихся, соблюдение прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами. 1.4. Система оценивания результатов освоения АООП обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (по варианту 2) ориентирует образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП. 1.5. Целью оценочной деятельности является установление достижения возможных личностных и предметных результатов обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в освоении АООП образования (вариант 2) по окончанию обучения; установление динамики развития обозначенного контингента обучающихся в развитии по итогам учебных полугодий и учебных лет. 1.6. Освоение обучающимися АООП (вариант 2) предполагает достижение ими двух видов результатов: - личностные - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах; - предметные - связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. 1.7. При реализации АООП (вариант 2) в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных пределах для обучающихся. 1.8. Положение после рассмотрения его на педагогическом совете, утверждается и вводится в действие приказом директора образовательной организации. Изменения и дополнения в Положение вносятся и утверждаются в том же порядке. 2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) 2.1. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. 2.2. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению. В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. 2.3. Выявление результативности обучения происходит в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. 2.4. При оценке обучения важно учитывать особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося, степень самостоятельности ребенка; затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Обучение ребенка с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития по СИПР не предполагает использование традиционной балльной оценочной системы. 2.5. Критерием оценки выступает степень самостоятельности и потребность в необходимой помощи при выполнении действия: 7 баллов - «выполняет действие самостоятельно (без опоры на внешние средства)» / «самостоятельно показывает называемый объект окружающего мира / самостоятельно называет указанный объект окружающего мира» 6 баллов - «выполняет действие по образцу» (обучающийся ориентируется на наглядный результат действия) /например, один ребенок рассказ о себе 5 баллов - «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную – предметную или графическую последовательность действий) / например, рассказывает по мнемокартинкам, наглядно представленному плану и др. 4 балла - «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую) /например, сними шапку, сними куртку и т.д., покажи, где снегирь (покажи птичку с красной грудкой); где желтый, как лимон и т.д. 3 балла - «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия, обучающийся повторяет это действие) / не всегда показывает называемый объект окружающего мира / не всегда называет указанный объект окружающего мира, тогда учитель показывает называемый объект или называет слово, обозначающее объект, об-ся повторяет за учителем 2 балла - «выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь, при выполнении отдельных операций действия использует прием «рука в руке», придерживает за запястья, предплечья, локти и др.) 1 балл - «выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет всё действие вместе с обучающимся, использует прием «рука в руке») / «не показывает называемый объект окружающего мира / не называет указанный объект окружающего мира» Использование баллов не подразумевает оценку качества освоения учебного материала. Низкий балл сигнализирует о наличии серьёзных функциональных ограничений у обучающегося, вызванных тяжёлыми нарушениями его психофизического развития. 2.6. Учитывается и оценка реакции на воздействие: ПР – позитивная реакция (ребенок улыбается, смеется, вокализирует в случае прекращения воздействия, требуя продолжения, вокализирует в процессе получения приятных ощущений и т.д.) СР – скрытая реакция (ребенок спокоен, отсутствует возбуждение в ответ на сенсорное воздействие, коммуникативный стимул) НГ – негативная реакция (ребенок отдергивает руку, вздрагивает, хмурится, отодвигается, капризничает, вокализирует, выражая недовольство и т.д.) Оценка реакции на воздействие является комплексной, включающей не просто формальное оценивание проявляемых эмоций, двигательной активности, а их содержательный контекст. Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми. 2.7. В соответствии с ФГОС ОО УО (ИН), требования к результатам освоения образовательных программ обучающимися с УТУО представляют собой описание в СИПР возможных результатов образования данной категории обучающихся по каждому предмету индивидуального учебного плана. 2.8. Система оценки отражает взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. 2.9. Текущий контроль личностных результатов обучающихся осуществляется методом наблюдения и не фиксируется документально с помощью разработанного инструментария. 2.10. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года. Результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. Промежуточная аттестация (годовая) проводится во всех классах школы, в конце каждого учебного года учителями, в сроки, установленные годовым календарным учебным графиком школы. 2.11. Промежуточная аттестация (оценка) предметных результатов основывается на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». 2.12. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, следует описательно оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. 2.13. Результаты безотметочного обучения не фиксируются в классных журналах. 2.14. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю либо заместителю директора школы по учебной работе. 2.15. Продвижение обучающихся, в том числе и получающих образование в виде индивидуального обучения на дому, занимающихся по индивидуальному учебному плану, отслеживается с учетом особенностей освоения образовательной программы и фиксируется в СИПР 3 раза в течение учебного года: на начало учебного года, после истечения первого полугодия и в конце учебного года с помощью разработанной системы баллов. 2.16. Для оценки достижения возможных предметных результатов освоения АООП (вариант 2) (на основе которой разрабатывается СИПР) используются специально подобранные задания или технология тестовых заданий по каждому учебному предмету. 2.17. Задания разрабатываются для каждого обучающегося индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей. Вариативность заданий заключается в варьировании сложности и объема стимульного материала, способа предъявления, объема помощи при выполнении задания. 2.18. Основой оценки служит анализ качества выполнения предложенных заданий. Качественная оценка деятельности обучающихся обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет отражать уровень прилагаемых усилий и продвижение в освоении программного материала. 2.19. Фиксирование оценки предметных результатов за учебный год в журнале осуществляется в форме записи «освоил» (осв.), «не освоил» (не осв.). 2.20. Предметные результаты рассматриваются как одна из составляющих при промежуточной аттестации (за учебный год) достижений и не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс. 2.21. Оценка личностных результатов осуществляется 1 раз в конце учебного года и предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Для организации аттестации обучающихся в конце учебного года рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития обучающегося, с участием его законных представителей. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. 2.22. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. 2.23. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. 2.24. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат также базовые учебные действия (БУД). Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимся с умственной отсталостью. (Приложение 2 к АООП школы (вариант 2) «Программа формирования базовых учебных действий») 2.25. Формирование у обучающихся базовых учебных действий, представляющих обобщённые действия, открывает детям с УО возможность ориентации в учебных предметах, в строении учебной деятельности; способствует освоению компонентов учебной деятельности; развитию познавательных и учебных мотивов, что оптимизирует протекание процесса учения. Сформированность БУД оценивается 1 раз в год (в конце учебного года). 2.26. Для оценки сформированности у обучающегося с умственной отсталостью каждого базового учебного действия в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» используется следующая система оценки: 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. 2.27. Характеристика учебной деятельности обучающегося с результатами динамики развития его жизненных компетенций за каждый год обучения вкладывается в индивидуальную карту развития обучаемого. 2.28. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по возрасту. 3. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР 4.1. Итоговая аттестация – это аттестация выпускников школы, которая проводится на основе нормативных документов Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. Обучающиеся могут быть освобождены от итоговой аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования РФ и Министерством здравоохранения РФ. Итоговая оценка качества освоения АООП осуществляется образовательным учреждением. 4.2. Согласно требованиям Стандарта (для обучающихся, принятым в первый класс школы в 2016 году) предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития (СИПР) последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. 4.3. Итоговая аттестация обучающихся по СИПР осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающихся важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. 4.4. Итоговая аттестация осуществляется на основе анализа результатов текущих аттестаций последнего года обучения и данных промежуточных аттестаций за последние три года обучения. 4.5. Итоговая оценка обучения - развёрнутая характеристика, отражающая накопленный обучающимся жизненный опыт: умение общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, умение обслуживать себя, степень овладения доступными бытовыми навыками, умение ориентироваться и принимать решения в разных жизненных ситуациях, наличие интереса к доступным трудовым профилям, успешность в овладении отдельными трудовыми действиями. Данная характеристика прилагается к свидетельству об обучении, которое получает каждый выпускник школы по окончании обучения.