МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5») Информация об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья В ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» осуществляются мероприятия по обеспечению сохранения и укрепления здоровья обучающихся, их физического развития в режиме физкультурнооздоровительных занятий. К физкультурно-оздоровительным занятиям, влияющим на здоровье и физическое развитие обучающихся в урочное время, относятся: уроки физкультуры, коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, организация игр во время перемен, физкультминутки и расслабляющие паузы во время уроков, занятия по двигательной активности. Соблюдение санитарно-гигиенического режима при организации образовательного процесса является одним из важных условий сохранения здоровья обучающихся. Из количества обследованных обучающихся, 92 человека, которые занимаются в классах школы и 32 человека, обучающихся индивидуально на дому, в своем большинстве по медицинским показаниям относятся к 3 и 4 группам здоровья, небольшая часть обучающихся относится ко 2 группе здоровья. Соотношение обучающихся по физкультурным группам выражается данными, представленными в таблице в сравнении с данными предыдущих учебных лет: Основная группа Подготовительная группа 2016-2017 уч.год 2017-2018 уч.год 2018-2019 уч.год 2019-2020 уч.год 2020-2021 уч.год 2021-2022 уч.год 2022-2023 уч.год 2023-2024 уч.год 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 51% 49% 34% 28% 30% 32% 27% 23% Специальная группа 49% 51% 66% 72% 70% 68% 73% 77% Освобожде ние от физкультур ы - Соотношение данных по физкультурным группам позволяет отметить, что в школу ежегодно поступают дети более ослабленные физически. Для реализации задач здоровьесберегающего направления в расписание уроков школы введено проведение утренней гимнастики, предшествующее началу уроков. Учитель физкультуры, Суханова Мария Сергеевна, к организации и проведению уроков подходит вдумчиво, решая задачи создания у обучающихся ориентировочной основы по освоению правил здоровьесбережения. На всех уроках физкультуры учитывается объем нагрузок в зависимости от возрастной группы и индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся, ведется отслеживание сформированности двигательных навыков и умений. Введение в работу на уроке карточек со схемами движений усиливает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода в виде распределения объема заданий для различных групп обучающихся. Во внеурочное время в школе проводятся турниры по различным видам спорта, спортивные праздники, эстафеты. Оценивание успехов обучающихся в выполнении тестов физической подготовленности производится по разработанной бальной системе. Данные физического развития и физической подготовленности каждого обучающегося школы 2 раза в год фиксируются в «Паспорте физического развития», это позволяет отследить динамику. Для обучающихся, имеющих нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата и моторики (18 человек), в школе организованы коррекционные занятия по двигательной активности по программам, составленным для обучающихся с умственной отсталостью. Из них 28 человек занимались в основной группе и 8 человек — вместо отсутствующих. На каждого занимающегося также заведены «Карты контроля за физическим развитием и двигательными способностями обучающихся», в которые заносятся данные мониторинга по определенным показателям физического состояния здоровья и двигательных способностей обучающихся на основании проведения специального тестирования. При завершении учебного года у занимающихся выявлены некоторые улучшения в развитии двигательных навыков и двигательных способностей. В ходе обследования выявлено, что наибольшее количество двигательных нарушений имеют обучающиеся начальной школы, с которыми планируется продолжение занятий в следующем учебном году. Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов выделен и оснащен кабинет «Сенсорная комната». Занятия посещали 32 обучающихся 1-4, 5-9 классов, 15 обучающихся внесены в список на посещение занятий вместо отсутствующих. Организация занятий осуществлялась в индивидуальной форме. Специфика занятий, их направленность соответствует выявленным отклонениям, нарушениям моторно-двигательной и чувственной сфер. Мониторинг состояния моторных функций и сенсорного восприятия проводится в системе, 2 раза в год, с отражением изменений развития каждого ребенка по определенным показателям и критериям. В результате обследования состояния сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся при завершении учебного года по разработанным показателям удалось пронаблюдать у 100% занимающихся улучшения в развитии отдельных компонентов психомоторики и сенсорных процессов, ухудшений не отмечено. В учебных кабинетах регулярно отслеживается состояние санитарно-гигиенических условий, влияющих на здоровье школьника, как со стороны медицинского персонала, так и со стороны педагогов (особенно: обеспечение воздушно-теплового, светового, и питьевого режимов). На уроках по всем предметам, в обязательном порядке учителя проводят: в начальных классах физкультминутки, упражнения для мелкой и общей моторики; в старших классах - расслабляющие минутки, аутотренинги, релаксационные паузы, гимнастику для глаз и т.п. Подбор упражнений осуществлен каждым учителем в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. На переменах создаются условия, способствующие активному отдыху обучающихся разных возрастных групп. Подводя итоги работы школы по обеспечению условий в направлении здоровьесбережения обучающихся, следует отметить, что указанная ниже самооценка проведена в школе в октябре месяце 2023 года обозначенными субъектами образовательного процесса. Таблица отражает полученные средние баллы по каждому оцениваемому параметру: Параметры здоровьесберега ющей деятельности 1. Соблюдение гигиенических требований 2. Соблюдение требований к качеству питьевой воды и питания обучающихся Что проверяется Балл ы 1. Освещенность. 5,0 2. Требования к оборудованию классов 3. Требования к помещениям школы 4. Воздушно-тепловой режим. 1. Пищеблок школы. 4,9 2. Система питания школьников разных классов в период нахождения в школе. 5 1. Уроки физической культуры. 5 4,9 4,9 5 • замдиректора по АХР • зам. директора по УР • зам. директора по АХР • медицинская сестра • медсестра • медицинская сестра 5 3. Организация физической активности школьников в период Кто осуществляет оценку (или самооценку) 5 • замдиректора по УР • медицинская сестра • учитель физкультуры Показатель эффективности Средни й балл Соответствие СанПиНам 4,9 Соответствие критериям и нормативам СанПиНа Соответствие принципам здоровьесберегающих технологий (учет утомляемости обучающихся) 5,0 по программам, составленным для обучающихся с умственной отсталостью. Из них 28 человек занимались в основной группе и 8 человек — вместо отсутствующих. На каждого занимающегося также заведены «Карты контроля за физическим развитием и двигательными способностями обучающихся», в которые заносятся данные мониторинга по определенным показателям физического состояния здоровья и двигательных способностей обучающихся на основании проведения специального тестирования. При завершении учебного года у занимающихся выявлены некоторые улучшения в развитии двигательных навыков и двигательных способностей. В ходе обследования выявлено, что наибольшее количество двигательных нарушений имеют обучающиеся начальной школы, с которыми планируется продолжение занятий в следующем учебном году. Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов выделен и оснащен кабинет «Сенсорная комната». Занятия посещали 32 обучающихся 1-4, 5-9 классов, 15 обучающихся внесены в список на посещение занятий вместо отсутствующих. Организация занятий осуществлялась в индивидуальной форме. Специфика занятий, их направленность соответствует выявленным отклонениям, нарушениям моторно-двигательной и чувственной сфер. Мониторинг состояния моторных функций и сенсорного восприятия проводится в системе, 2 раза в год, с отражением изменений развития каждого ребенка по определенным показателям и критериям. В результате обследования состояния сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся при завершении учебного года по разработанным показателям удалось пронаблюдать у 100% занимающихся улучшения в развитии отдельных компонентов психомоторики и сенсорных процессов, ухудшений не отмечено. В учебных кабинетах регулярно отслеживается состояние санитарно-гигиенических условий, влияющих на здоровье школьника, как со стороны медицинского персонала, так и со стороны педагогов (особенно: обеспечение воздушно-теплового, светового, и питьевого режимов). На уроках по всем предметам, в обязательном порядке учителя проводят: в начальных классах физкультминутки, упражнения для мелкой и общей моторики; в старших классах - расслабляющие минутки, аутотренинги, релаксационные паузы, гимнастику для глаз и т.п. Подбор упражнений осуществлен каждым учителем в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. На переменах создаются условия, способствующие активному отдыху обучающихся разных возрастных групп. Подводя итоги работы школы по обеспечению условий в направлении здоровьесбережения обучающихся, следует отметить, что указанная ниже самооценка проведена в школе в октябре месяце 2023 года обозначенными субъектами образовательного процесса. Таблица отражает полученные средние баллы по каждому оцениваемому параметру: Параметры здоровьесберега ющей деятельности 1. Соблюдение гигиенических требований 2. Соблюдение требований к качеству питьевой воды и питания обучающихся Что проверяется Балл ы 1. Освещенность. 5,0 2. Требования к оборудованию классов 3. Требования к помещениям школы 4. Воздушно-тепловой режим. 1. Пищеблок школы. 4,9 2. Система питания школьников разных классов в период нахождения в школе. 5 1. Уроки физической культуры. 5 4,9 4,9 5 • замдиректора по АХР • зам. директора по УР • зам. директора по АХР • медицинская сестра • медсестра • медицинская сестра 5 3. Организация физической активности школьников в период Кто осуществляет оценку(или самооценку) 5 • замдиректора по УР • медицинская сестра • учитель физкультуры Показатель эффективности Средни й балл Соответствие СанПиНам 4,9 Соответствие критериям и нормативам СанПиНа Соответствие принципам здоровьесберегающих технологий (учет утомляемости обучающихся) 5,0 их пребывания в школе 5 2. Условия для двигательной активности в течение учебного дня, недели в урочное и внеурочное время 4,7 4,7 4,7 5 3. Общешкольные оздоровительные мероприятия. 5 4,7 4. Организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения 5 1. Учебное расписание. 2. Предельные нагрузки на обучающихся. 4,8 4,8 5 3. Объем домашних заданий 4. Рациональная организация урока. 1. Психологический климат в целом в школе. 5. Психологический климат в школе 6. Экологический климат территории школы 7. Грамотность школьников и педагогов по вопросам здоровья 8. Физическая подготовленность обучающихся 9. Специально организованные занятия по сопровождению обучающихся в коррекции здоровья 10. Внеклассная и внеурочная работа по сохранению, коррекции и укреплению здоровья обучающихся 2. Психологический климат отдельно в каждом классе. 3. Психологический климат в педагогическом коллективе. 1. Оформление и состояние внутренних помещений школы. 2. Пришкольная территория. 1. Анкетирование. 5 5 • педагог-психолог 5 4,6 4,8 • коллектив школы • педагог-психолог • кл. руководители 5 5 • педагог-психолог • педагоги школы 4,8 • зам директора по АХР 4,5 4,8 2. Собеседование. 4,5 1. Состояние физического здоровья. 2. Состояние физической подготовленности. 4,6 1. Занятия ЛФК 4,8 5 5 5 2. Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 1. Спортивнооздоровительная работа. 5 4,6 5 5 2. Система профилактической работы 4,8 4,5 3. Система воспитательной • замдиректора по УР • учителя • классные руководители • рук. МО учителей • замдиректора по УР • учителя 4,5 4,8 4,9 • учитель физкультуры • рук. МО учителей • замдиректора по УР • зам. директора по СПР • учитель физкультуры • зам директора по СПР • кл. руководители • замдиректора по АХР • зам. директора по СПР (педагоги) • классные руководители (обучающиеся) • медицинские работники школы • учитель физкультуры • зам. директора • инструктор ЛФК • педагог-психолог • зам. директора • замдиректора по СПР • руководитель спортивной секции • педагог- психолог • кл. руководители • медицинская сестра • замдиректора по Соответствие нормам регионального учебно го плана; биоритмам работоспособности учащихся, принципам коррекционной педагогики и здоровьесбережения 4,8 Соответствие благоприятному состоянию 4,9 Соответствие нормам СанПина и принципам видеоэкологии Наличие необходимых знаний о безопасности жизнедеятельности, основ здорового образа жизни Наличие позитивных изменений в состоянии здоровья и физической подготовленности Комплектование групп в соответствии со структурой дефекта, наличие систематического отслеживания динамики Наличие системы работы, охват обучающихся, результативность в работе 4,6 4,6 4,8 4,9 4,8 работы. 5 Итого: СПР воспитатели 48,2 Общее количество баллов, полученное в результате самооценки деятельности школы в направлении здоровьесбережения, составляет 48,2 балла. Данный результат остался на прежнем уровне по сравнению с результатом прошлого учебного года.