УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»:
_____________________ Н.В. Солнцева
Приказ от 06.06.2025 № 85
Недельный учебный план адаптированной основной образовательной программы
общего образования обучающихся с нарушением интеллекта
5-9 классов (вариант 1) на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Классы
5а
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
6. Физическая культура
7. Технология
1.1. Русский язык
1.2. Чтение (Литературное чтение)
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.1. Природоведение
3.2. Биология
7а
8а
9а
Количество учебных часов
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
3
3
3
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
-
3.3. География
4.1. Основы социальной жизни
4.2. Мир истории
4.3. История Отечества
5.1. Музыка
5.2. Изобразительное искусство
6.1. Адаптивная физическая культура
7.1. Профильный труд
Строительное дело
Поварское дело
Цветоводство
Итого:
1.1. Русский язык
2
6
6
6
27
1
2
6
6
6
28
-
2.1. Математика
1
5.2. Изобразительное искусство
2
2
2
7
7
7
7
7
29
7
7
29
7
7
29
-
-
1
-
-
-
1
1
1
2
2
1
1
1
1
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия* и ритмика):
Логопедические занятия
Ритмика**
Двигательное развитие
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность:
29
30
30
30
30
6
6
6
6
6
3
1
2
4
3
1
2
4
3
1
2
4
3
1
2
4
3
1
2
4
1. Нравственное направление: «Разговоры о важном»
2. Социальное направление: «Основы финансовой грамотности»
3. Общекультурное направление «Россия – мои горизонты»
Общекультурное направление
4. Спортивно-оздоровительное направление
Всего к финансированию
1
1
1
1
39
1
1
1
1
40
1
1
1
1
40
1
1
1
1
40
1
1
1
1
40
Часть, формируемая
участниками
образовательных
отношений:
Итого:
1.
2.
3.
4.
6а
*Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся на основании локального акта школы
** Занятие «Ритмика» включено в расписание уроков на неделю
Пояснительная записка к недельному учебному плану адаптированной основной
образовательной программы общего образования обучающихся с нарушением
интеллекта 5-9 классов (вариант 1) на 2025-2026 учебный год
Учебный план ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» для обучающихся с
нарушением интеллекта 5-9 классов предусматривает пятилетний срок обучения, исходя из
общего девятилетнего срока обучения (1-9 кл.), как наиболее оптимального для получения
ими общего образования, профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их
социальной адаптации и реабилитации.
Нормативно-правовые основания формирования учебного плана образования
обучающихся с нарушением интеллекта:
федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. №
115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования. (Раздел 3. Особенности
организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями
здоровья);
письмо Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 «О
получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Cанитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (САНПИН 2.4.3648-20);
федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года
за № 1026;
областной закон от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской
области" (с изменениями на 23 апреля 2025 года);
устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего
и профессионального образования Свердловской области № 20-Д от 10 января 2020 г.
Цели образования детей с нарушением интеллекта определяются необходимостью
реализации прав личности такого ребенка на образование и трудовую подготовку, на создание
максимально благоприятных условий для решения следующих задач:
организация образовательного (учебно-воспитательного) процесса;
определение содержания методов обучения и воспитания в соответствии с
познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями
умственно отсталого школьника, своеобразием его развития;
обеспечение коррекции развития обозначенных детей с целью дальнейшей их
социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социальноправовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду.
Представленный учебный план ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» на 2025-2026
учебный год 5-9 классов включает в себя общеобразовательные предметы, содержание
которых адаптировано к возможностям указанных обучающихся с нарушением интеллекта, а
также специфические коррекционные занятия, индивидуальные и групповые.
Образовательным учреждением определен набор учебных предметов и распределение
учебных часов по ним в соответствии с федеральной адаптированной основной
образовательной программой (ФАООП) образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для обучающихся 5-9 классов
согласно ФГОС УО (ИН). Учебные предметы распределены по предметным областям с
указанием количества часов, отведенных в неделю на их изучение. Данный учебный план
является для школы документом, регламентирующим организацию и содержание
образования, объём учебных нагрузок по учебным предметам для обучающихся 5-9 классов.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы в образовательной организации, и учебное время, отводимое на их изучение. В
5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и осуществляется
допрофессиональное трудовое обучение по определенным профилям. Учитывая специфику
организации и проведения уроков трудового обучения, допускается в расписании уроков их
объединение по 2 часа.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, может предусматривать:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
В данном учебном году в 5 классе часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, дополняет количество часов русского языка (1 час) и уроков
математики (1 час), в 6 классе – 1 час математики и 1час изобразительного искусства, в 7, 8, 9
классах – уроки изобразительного искусства, что способствует реализации потребностей
обучающихся на основе особенностей контингента обучаемых.
Содержание обучения в 5-9 классах строится на основе общих закономерностей развития
психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и
социальному развитию. Содержание общеобразовательных предметов и выбор профилей
трудового обучения обусловлены возможностями обучающихся с нарушением интеллекта.
Система предметов, преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы,
позволяет практически осуществлять системную комплексную работу по развитию
обучающегося с нарушением интеллекта средствами образования с учетом его возрастной
динамики.
Русский язык – как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения зависит
успешность всего школьного обучения. Основными задачами обучения русскому языку
являются: развитие устной и письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта;
повышение уровня общего и речевого развития обучающихся; воспитание общепринятых
норм общественного поведения; формирование у школьников умения правильно и
осмысленно читать доступный их пониманию текст; выработка элементарных навыков
грамотного письма, последовательного выражения своих мыслей в устной и письменной
форме.
На уроках чтения обучающиеся овладевают навыками правильного, беглого и
выразительного чтения, умением пересказывать прочитанное. Для уроков подбираются
произведения, содержание которых направленно на развитие познавательных интересов
детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. В
процессе обучения у обучающихся совершенствуется техника чтения, постепенно
формируются умения самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается
связная устная речь.
Основными задачами обучения математике обучающихся с нарушением интеллекта
являются: формирование доступных количественных, пространственных и временных,
геометрических представлений, которые помогут им в дальнейшее успешно
социализироваться в обществе; повышение уровня общего развития учащихся и коррекция
недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Обучение математике
носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и
допрофессиональной трудовой подготовкой обучающихся.
В обязательную часть учебного плана включены уроки информатики. Учебная программа
по информатике помогает обучающимся приобрести базовые знания и начальные навыки
работы на компьютере, который используется в самых разных областях: обучение,
развлечение, работа, общение и т.д.
Такой учебный предмет, как «Природоведение» направлен на формирование у школьников
элементарных знаний о живой и неживой природе, правильного понимания явлений
окружающей действительности, на воспитание бережного отношения к природе. В рамках
данного предмета происходит изучение природы и экологии Урала.
Предмет «Основы социальной жизни» – это система специальных уроков, направленных
на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на
формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, на
повышение общего развития обучающихся, на всестороннюю подготовку к будущей
самостоятельной жизнедеятельности. Учебный процесс по предмету строится так, чтобы
развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведения
домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. На уроках обучающиеся получают
элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.);
информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений,
предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
Неотъемлемая часть занятий — формирование морально-этических норм поведения,
выработка навыков общения с людьми в жизненных различных ситуациях.
Урокам изобразительного искусства придается большое развивающее и коррекционное
значение. Содержание этого предмета направлено на развитие у обучающихся
художественного вкуса. Данные уроки способствуют развитию устойчивых интересов и
положительного эмоционально-ценностного отношения к предметам и явлениям
окружающего мира. Коррекционно-развивающая значимость заключается в формировании
воображения, наглядно-образного и творческого мышления, коррекции моторики кисти и
пальцев рук.
Адаптивная физическая культура имеет большое значение для укрепления здоровья
школьников, развития и коррекции их моторики, способствует формированию культуры
движения, коррекции и компенсации нарушений физического развития и психомоторики
посредством различных видов физических упражнений, сюжетно-ролевых подвижных игр и
эстафет. На уроках физической культуры проводится работа по подготовке обучающихся к
соревнованиям различного уровня (областные, российские и международные), что
способствует более успешной социализации и адаптации обучающихся. У обучающихся
формируются представления о необходимости отношения к собственному здоровью, как к
высшей ценности; представления, обеспечивающие необходимыми знаниями и навыками по
укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни, охране здоровья;
представления, позволяющие осознать своё место в природе, обществе, сформировать
активную экологическую позицию.
Предметная область – Технология.
Особое значение придается подготовке обучающихся к трудовой деятельности.
Профильный труд рассматривается как средство коррекции умственного развития и
нравственного воспитания обучающихся, что позволяет выпускникам в дальнейшей
самостоятельной жизни включиться непосредственно в производительный труд.
Целью допрофессионального трудового обучения уже с 5 класса является подготовка
обучающихся к самостоятельному труду по определенному профилю. В 2025-2026 учебном
году на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» в школе реализуются профили
трудового обучения «Поварское дело» (5,6,7-9 кл.), «Строительное дело» (6-9 кл.),
«Цветоводство» (5, 7 кл.) и «Обслуживающий труд» (8в, 9в классы, 2 вариант).
Учебный план отражает количество часов на прохождение обучающимися программного
материала по определенному профилю трудового обучения применительно к условиям
школы. При проведении уроков трудового обучения полностью укомплектованные классы
делятся на подгруппы, которые формируются с учетом познавательных, психофизических
особенностей и рекомендаций врача. Практическая направленность трудового обучения
осуществляется в ходе учебного процесса, исходя из возможностей материально-технической
базы школы.
Содержание учебного плана выстроено на основе стратегической цели образовательной
деятельности школы: обеспечение условий функционирования и развития педагогической
системы школы, направленной на коррекцию недостатков умственно отсталых обучающихся
и развитие их личности в соответствии с возможностями, интересами, потребностями,
склонностями.
Коррекционно-развивающая область представлена курсами:
- логопедические занятия;
- ритмика;
- двигательное развитие;
- развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллекта на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия, занятия по
развитию психомоторики и сенсорных процессов, занятия двигательного развития имеют
специфическую форму организации. Их продолжительность составляет 15-20 минут
учебного времени на одного обучающегося. В расписании для них отводится период времени
во вторую половину дня. Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом
однородности и выраженности речевых, двигательных или других нарушений.
Задачи учёта индивидуальных особенностей личности обучающегося решаются школой
как на уроках, так и на индивидуальных (групповых) коррекционных занятиях.
Представленные в учебном плане школы коррекционные технологии, обязательные для
преодоления (сглаживания) специфических нарушений обучающихся (двигательное
развитие, логопедическая коррекция, развитие психомоторики и сенсорных процессов) могут
быть максимально индивидуализированы.
Приоритетными направляющими коррекционной работы в образовательном процессе
являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функций речи;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма;
- корригирование средствами предметной и игровой деятельности недостатков
восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации и др.;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование навыков социального поведения, знаний о себе и окружающем
микросоциуме;
- привитие навыков самообслуживания, формирование самостоятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно
осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов,
предусмотренных учебным планом АООП школы для обучающихся 5-9 классов (4 часа).
Внеурочная деятельность для обучающихся 5-9 классов в ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа № 5» реализуется через организацию работы с детьми учителями и классными
руководителями по направлениям: нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное.
Основной целью внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»
является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с
умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие
социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время. В связи с этим
для обучающихся школы разработаны и реализуются программы: «Разговоры о важном» (19 кл.), «Финансовая грамотность» (5-9 кл.), «Россия мои горизонты» (6-9 кл., включая
обучающихся 2 варианта) и другие программы по обозначенным направлениям.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой
самореализации обучающихся с нарушением интеллекта в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам
жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального
становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском
сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Результативность внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов с нарушением
интеллекта предполагает: приобретение обучающимися доступного по их возрастным и
психофизическим возможностям социального знания, формирования положительного
отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного
действия.
Для детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе и
нуждаются в индивидуальном режиме учебной деятельности, организуется индивидуальное
обучение на дому.
Представленный учебный план является основой для составления индивидуального
учебного плана для каждого обучающегося на дому ребенка с нарушением интеллекта 5-9
классов. На основании заключения врачебной комиссии и заявления родителей
образовательное учреждение решает вопрос об организации образования конкретного
ребенка на дому. Вопросы организации и содержания индивидуального обучения детей на
дому регламентированы следующими нормативными документами:
- федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- областной закон от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями на 23 апреля 2025 года);
- письмо Министерства просвещения РФ от 24.11.21. № ДГ- 2121/07 о направлении
методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
- устав школы;
- положение школы «Об организации индивидуального обучения на дому в ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5».
Для каждого обучаемого на дому из состава 5-9 классов разрабатываются
индивидуальные учебные планы с учетом его психофизических и индивидуальных
особенностей (сопровождается характерной пояснительной запиской). Распределение
количества часов индивидуального учебного плана по предметам осуществляется по
согласованию с родителями (законными представителями) на основании действующих
нормативных документов. Таким образом АООП школы (вариант 1) индивидуализируется и
для каждого обучающегося на дому составляется специальная индивидуальная
образовательная программа (СИОП).
В перечень учебных программ, на которые могут ориентироваться педагоги при
отборе содержания образования, входят следующие общеобразовательные программы:
- федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года
за № 1026;
- АООП (вариант 1), разработанная Школой для обучающихся 5-9 классов.
- проекты рабочих программ по учебным предметам общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классов, вариант 1.
Основанием для выбора учебников является Федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе в школах, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В настоящее время образовательный процесс в старших
классах обеспечен учебниками на 100%, за исключением тех учебных предметов, по которым
учебники еще не разработаны.