УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»:
_____________________ Н.В. Солнцева
Приказ от 06.06.2024 № 85
Недельный учебный план адаптированной основной образовательной
программы общего образования обучающихся с нарушением интеллекта
1-4 классов (вариант 1) на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
1а
Классы
2а
3а
4а
Обязательная часть
Количество учебных часов
1.1. Русский язык
3
3
3
3
1.2. Чтение
3
4
4
4
1.3. Речевая практика
2
2
2
2
2. Математика
2.1. Математика
3
4
4
4
3. Естествознание
3.1. Мир природы и человека
2
1
1
1
4. Искусство
4.1. Музыка
2
1
1
1
4.2. Изобразительное искусство
1
1
1
1
5. Физическая культура 5.1. Адаптивная физическая культура
3
3
3
3
6. Технология
6.1. Ручной труд
2
1
1
1
Итого:
21
20
20
20
Часть, формируемая
1.1. Русский язык
1
1
1
участниками
1.2. Чтение
1
образовательных
1.3. Речевая практика
1
отношений:
2.1. Математика
1
1
3.1. Мир природы и человека
1
4.2. Изобразительное искусство
1
Итого:
3
3
3
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
21
23
23
23
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
6
6
6
6
(коррекционные занятия* и ритмика):
1. Логопедические занятия
3
3
3
3
2. Ритмика**
1
1
1
1
3. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
2
Внеурочная деятельность по направлениям:
4
4
4
4
1. Духовно-нравственное: «Разговоры о важном»
1
1
1
1
2. Социальное
1
1
1
1
3. Общекультурное
1
1
1
1
4. Спортивно-оздоровительное
1
1
1
1
Всего к финансированию
31
33
33
33
1. Язык и речевая
практика
*Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся на основании локального акта школы
** Занятие «Ритмика» включено в недельное расписание уроков.
Пояснительная записка к недельному учебному плану адаптированной основной
образовательной программы общего образования обучающихся с нарушениями
интеллекта 1а, 2а, 3а, 4а классов (вариант 1) на 2025-2026 учебный год
Учебный план обучающихся с нарушением интеллекта 1а, 2а, 3а и 4а классов
указанной образовательной организации разработан в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования. (Раздел 3. Особенности
организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями
здоровья);
письмо Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 «О
получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Cанитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (САНПИН 2.4.3648-20);
федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года
за № 1026;
областной закон от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской
области" (с изменениями на 23 апреля 2025 года);
устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
общего и профессионального образования Свердловской области № 20-Д от 10 января 2020
г.
Представленный недельный учебный план образовательной организации ГБОУ СО
«Екатеринбургская
школа
№
5»,
реализующей
адаптированные
основные
общеобразовательные программы для обучающихся с нарушением интеллекта,
ориентирован на обучающихся c легкой умственной отсталостью 1а, 2а, 3а, 4а классов
Школы из расчета 9-летнего периода обучения. Данный документ является составной частью
организационного раздела адаптированной основной общеобразовательной программы
школы для обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным
предметам.
Учебный план образования обучающихся с нарушением интеллекта 1а, 2а, 3а, 4а
классов (далее - учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее
Стандарт) в рамках реализации I варианта АООП, определяет общие рамки принимаемых
решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов
его реализации.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы в образовательной организации, и учебное время, отводимое на их изучение.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся (п. 2.9.3 ФГОС УО).
В 1а классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями не
предусмотрена часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений. Во 2-4 классах она дополняет количество учебных часов отдельных
обязательных предметов (математика – 1 час (2а, 4а классы); русский язык – 1 час (2а,3а,4а
классы); мир природы и человека – 1 час (3а класс); чтение -1 час (2а класс); ИЗО – 1 час (3а
класс); речевая практика – 1 час (4а класс), что способствует реализации индивидуальных
потребностей обучающихся.
Представленный учебный план для обучающихся 1-4 классов составлен с учётом
максимальной величины недельной образовательной нагрузки при 5-дневной учебной
неделе в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20. Продолжительность каникул в течение
учебного года для всех обучающихся составляет не менее 30 календарных дней (по
календарному учебному графику Школы на 2025-2026 учебный год – 34 дня), летом — не
менее 8 недель. Продолжительность учебного года для обучающихся 2-4 классов составляет
34 учебных недели, для обучающихся 1а класса - 33 учебных недели.
В 1а классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре и октябре
проводятся 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре и декабре − 4 урока в день до 35
минут каждый; с января по май − 4 урока в день до 40 минут каждый. Продолжительность
перемен в 1- 4 классах между уроками – не менее 10 минут. Имеются 2 перемены по 20
минут каждая, в 1 классе предусмотрена динамическая пауза, продолжительностью 40
минут. Домашние задания во 2-3 классах даются с учетом индивидуальных возможностей
обучающихся. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий,
следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам
только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по
желанию обучающихся. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и
внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только
задания организационного характера (приготовить и принести к уроку спортивную форму,
природный материал). Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых
не требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо
завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета
«Ручной труд»). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут. Со второго
класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу «минимакс»: часть
задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию обучающегося. Время
выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые предусмотрены
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Основное направление работы с каждым обучающимся 1а класса в начале обучения –
это уточнение его образовательного маршрута в процессе учебной деятельности,
определение адекватности форм организации его обучения и воспитания.
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство
Физическая культура
Технология
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика» представлена учебными предметами
«Русский язык», «Чтение», «Речевая практика», изучение которых строится на принципах
как орфографического, так и коммуникативного подхода, который направлен, прежде всего
на преодоление характерного для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
речевого негативизма, развитие контекстной устной и письменной речи, где
орфографические правила и грамматические понятия обеспечивают самостоятельное связное
высказывание в его устной или письменной форме.
Основные задачи реализации содержания учебных предметов.
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке
как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и
развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту текстов.
Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков
связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных
ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение
нормами речевого этикета
Предметная область «Математика» представлена элементарной математикой и в
её структуре - геометрическими понятиями.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Математика»:
овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах
практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические
знания в жизни.
Предметная область «Естествознание» реализуется через предмет «Мир природы
и человека», изучение которого помогает обучающимся в коррекции устной связной речи, а
также расширяет знания о свойствах живой и неживой природы.
Основные задачи реализации содержания: формирование представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе,
взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию
знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и
климатических условиях.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами
«Изобразительное искусство» и «Музыка».
Основные задачи реализации содержания: изобразительное искусство. Формирование
умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических
задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»;
понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: адаптивная физическая культура. Основные задачи реализации
содержания: формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование
и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических
нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой
атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной
сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область «Технология» является одной из важнейших в учебном плане и
представлена предметом «Ручной труд». Главной задачей трудового обучения является
формирование потребности в труде, положительной мотивации к трудовой деятельности. В 1
классе данный предмет имеет первостепенное значение в коррекции моторных навыков и в
развитии пространственной ориентировки.
Основные задачи реализации содержания: овладение элементарными приемами ручного
труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, привитие
положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных
представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности
выбора доступной профессии. Содержание трудового обучения в 4а классе является
переходной ступенью от ручного труда к допрофессиональному.
«Коррекционно-развивающая область»
представлена коррекционными занятиями:
логопедические, ритмика, развитие
психомоторики и сенсорных процессов.
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные
движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие
координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,
пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний
об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения
слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).
Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, развитие
психических познавательных процессов, моторики, эмоциональной и волевой сфер.
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование
навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального
поведения.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия в расписании выбирается
период времени во вторую половину дня. Его продолжительность составляет 15-20 минут
учебного времени на одного ученика.
Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом однородности и
выраженности речевых, двигательных или других нарушений.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно
осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов,
предусмотренных учебным планом (4 часа).
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов в ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5» реализуется через организацию работы с детьми учителем и
классным руководителем по направлениям: нравственное, социальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное.
Основной целью внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №
5» является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с
нарушением интеллекта, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие
социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой
самореализации обучающихся с нарушением интеллекта в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам
жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального
становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском
сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Результативность внеурочной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта
1 - 4 классов предполагает: приобретение доступного по их возрастным и психофизическим
возможностям социального знания, формирования положительного отношения к базовым
ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Для детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе и
нуждаются в индивидуальном режиме учебной деятельности, организуется индивидуальное
обучение на дому.
Представленный учебный план является основой для составления индивидуального
учебного плана для каждого обучающегося на дому ребенка с нарушениями интеллекта 1-4
классов. На основании заключения врачебной комиссии и заявления родителей
образовательное учреждение решает вопрос об организации образования конкретного ребенка
на дому. Вопросы организации и содержания индивидуального обучения детей на дому
регламентированы следующими нормативными документами:
- федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- областной закон от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями на 23 апреля 2025 года);
- письмо Министерства просвещения РФ от 24.11.21. № ДГ- 2121/07 о направлении
методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
- устав школы;
- положение школы «Об организации индивидуального обучения на дому в ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5».
Для каждого обучаемого на дому из состава 1-4 классов разрабатываются
индивидуальные учебные планы с учетом его психофизических и индивидуальных
особенностей (сопровождается характерной пояснительной запиской). Распределение
количества часов индивидуального учебного плана по предметам осуществляется по
согласованию с родителями (законными представителями) на основании действующих
документов. Таким образом АООП школы (вариант 1) индивидуализируется и для каждого
обучающегося на дому составляется специальная индивидуальная образовательная программа
(СИОП).
В перечень учебных программ, на которые могут ориентироваться педагоги при отборе
содержания образования, входят следующие общеобразовательные программы:
- федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года
за № 1026;
- АООП (вариант 1) Школы, разработанная для обучающихся 1-4 классов;
- проекты рабочих программ по учебным предметам общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов, вариант 1.
Основанием для выбора учебников является Федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию
в образовательном процессе в школах, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В настоящее время образовательный процесс в начальных
классах обеспечен учебниками по ФГОС ОО УО на 100%.