Программа воспитания шк.5

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»
г. Екатеринбург, ул. Караванная, 11 Тел.: 258-27-21, 258-60-65, 258-46-81

ПРИНЯТО
Педагогический совет № 1
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5»
_Н.В.Солнцева
Приказ № 114 от 02.09.2024

Программа воспитания
(2024 – 2025 учебный год)

Составитель:
Заместитель директора по СПР:
Мазар Д.В.

г. Екатеринбург, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Раздел I. Целевой
1.1. Цель и задачи воспитания
1.2. Направления воспитания
1.3.Целевые ориентиры результатов воспитания
Раздел II. Содержательный
2.1. Уклад общеобразовательной организации
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
2.2.1. Основные школьные дела
2.2.2. Классное руководство
2.2.3. Школьный урок
2.2.4. Внеурочная деятельность
2.2.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
2.2.6. Самоуправление
2.2.7. Детские общественные объединения
2.2.8. Профилактика и безопасность
2.2.9. Профориентация
2.2.10.Социальное партнерство.
2.2.11. Организация предметно - пространственной среды
2.2.12. Внешкольные мероприятия
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
3.1. Кадровое обеспечение
3.2.Нормативно-методическое обеспечение
3.3.Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся
3.5.Анализ воспитательного процесса
Приложение Календарный план воспитательной работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими
их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Программа воспитания разработана в соответствии со следующими документами:
 Указом президента РФ от 07.05.2018 г.;
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
 Законом № 304-ФЗ О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам
воспитания обучающихся от 30.07.2020г.;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) и Плана
мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 гг. (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р);
 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400);
 Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.02.2012г. № 273ФЗ);
 Конвенцией ООН о правах ребенка;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
 Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
 проектом Примерной программы воспитания, составленной научными сотрудниками РАО
и одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22)
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных
характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учётом
государственной политики в области образования и воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех
уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для
организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования,
определённых ФГОС ОО УО; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе.
В соответствии с ФГОС ОО УО личностные результаты освоения программ общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского,
патриотического,
духовно-нравственного,
эстетического,
физического,
трудового,
экологического, познавательного воспитания.
Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а также на
решение проблем гармоничного вхождения воспитанников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники
общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители),
представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в
соответствии
с законодательством Российской Федерации, локальными актами
общеобразовательной организации.
Родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся
имеют
преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации.
Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1.

Цель и задачи воспитания обучающихся

Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в
сфере образования целью воспитания обучающихся в общеобразовательной организации
является: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
- усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало
российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта
поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии
с ФГОС ОО УО.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают
осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей
самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности
и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и
взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
1.2. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной
организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ОО УО:
- гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику
власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры;
- патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу,
уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского
национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание- воспитание на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
- эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом возможностей и
состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и
других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание - формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания - воспитание стремления к познанию себя и других людей,
природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
Результаты достижения цели и решения задач воспитания представляются в форме целевых
ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС ОО УО на уровнях начального общего образования.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско – патриотическое воспитание
- Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине —
России, её территории, расположении.
- Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий
уважение к своему и другим народам.

- Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей
Родины — России, Российского государства.
- Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение.
- Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях.
- Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
- Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности
с учётом национальной, религиозной принадлежности. - Сознающий ценность каждой
человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
- Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
- Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий
ответственность за свои поступки.
- Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России,
имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
- Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
- Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве
людей.
- Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
- Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
- Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
- Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе.
- Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
- Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
- Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
- Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
- Проявляющий интерес к разным профессиям.
- Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
- Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду.
- Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам.
- Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
- Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность
в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
- Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном
знании.

- Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
- Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе.
- Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания.
- Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
- Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
- Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
- Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе
гуманитарной.
Патриотическое воспитание
- Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
- Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране.
- Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России.
- Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
- Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
- Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на
духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
- Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом
осознания последствий поступков.
- Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
- Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и
общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
-Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
детей.
- Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
- Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций
и народного творчества в искусстве.

- Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.
- Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
- Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
- Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения,
в том числе в информационной среде.
- Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность).
- Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья.
- Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
- Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
- Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
-Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний.
-Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
- Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
- Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
- Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества.
- Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
- Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
- Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач
в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды.
- Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
- Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
- Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой.
- Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире
(языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
- Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
РАЗДЕЛ 2. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности.

2.1 Уклад общеобразовательной организации
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» - это школа, удаленная от культурных и научных
центров, спортивных школ и школ искусств. Состав обучающихся малокомплектен и разнороден.
Из 128 воспитанников ОУ - 29 ребенка находятся на индивидуальном домашнем обучении, 74
ребенка имеют статус «ребенок-инвалид». Педагоги обучают учеников не только в школе, но и в
стенах дома, привычной домашней обстановке, чему сопутствует имеющийся у обучающихся
диагноз или интеллектуальные нарушения и подтверждается заключением ВК.
В небольшом коллективе ОУ интенсивнее идет процесс установления межличностных
контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. Все обучающиеся
школы, родители/законные представители, педагоги школы находятся в тесном сотрудничестве,
учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося и его семьи, что при создании
ситуации совместного поиска стимулирует активность каждого участника процесса воспитания. В
школе нет резкой обособленности между классами и обучающимися разного возраста.
Круг общения детей нашей школы не обширен, общение педагогов и обучающихся отличается
детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше
формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда,
взаимопомощь. Практически все педагоги школы работают не один десяток лет. Эта особенность
играет значительную роль в воспитательном процессе, способствует формированию
благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему
взаимопониманию родителей, обучающихся и педагогов. В школе действует стабильный
педагогический коллектив, сложилась система работы со школьной и другими библиотеками
микрорайона. Благодаря всему этому, в нашей школе есть возможность возрождения системы
семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы.
Воспитательная работа классных руководителей направлена на повышение культурного уровня
детей, подготовки их к жизни, преодоления дефицита общения. Таким образом, создавая условия
для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих
ценностей, учитываем особенности контингента обучающихся.
Учитывая специфику школы, можно определить следующие направления, реализация которых
может обеспечить результативность воспитательной работы.
Главным направлением является организация сотворчества участников воспитательного
процесса. Здесь эффективно использовать методики коллективной творческой деятельности в
организации совместной работы обучающихся и родителей.
Следующее направление, это расширение связей обучающихся с окружающей средой.
Реализация данного направления позволяет обогатить социальную связь детей, обеспечивает
адаптацию, устойчивость, повышает культурный и образовательный уровень обучающихся и
обогащает социальный опыт.
Современная воспитательная работа не представляется возможной без использования
цифровых технологий. То, что было когда-то недоступным, а порой и невозможным в условиях
цифровизации, приобретает смысл. Так, сейчас организовываются онлайн-трансляции, экскурсии
(в музеи, театры и прочее), встречи с интересными людьми (например, с ветеранами Великой
отечественной войны) и многое другое. Для педагогов создается расширенный поиск
методических разработок для проведения мероприятий и обмена опытом.
Доброй традицией школы стало совместное проведение праздников, акций, линеек. Процесс
воспитания в нашей образовательной организации основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
обучающихся и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями,
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ результатов совместных дел педагогов и обучающихся;
- активизация роли обучающихся в совместных делах;
- поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия обучающихся в
проводимых общешкольных делах;
- формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевыми фигурами воспитания в школе являются классный руководитель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно - развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции, реализующий организацию и проведение коллективно творческих дел, общешкольные мероприятия.
Воспитывающая среда ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №5» – это особая форма
организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания, совокупность
окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное
развитие и содействующих его вхождению в современную жизнь и культуру.
Она включает:
-предметно-пространственное окружение
-поведенческое
-событийное
-информационно - культурное.
Процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса и совместной
жизнедеятельности взрослых и детей направлен на укрепление общешкольного коллектива,
органов детского-взрослого соуправления, родительского актива, укрепления и пропаганды
общешкольных традиций и реализуется в традиционных формах работы и мероприятиях:
«День Знаний», «День здоровья», «День учителя», «Посвящение в первоклассники», «Новогодние
праздники», «Лента Памяти», «Праздник 8 Марта», «День защитника Отечества», «День Победы»,
экологические акции и субботники («Покормите птиц зимой», «Зелёный двор»), спортивные
мероприятия, праздник Последнего звонка, проведение Уроков мужества, Уроков памяти, Уроков
здоровья, тематических единых классных часов, Недели профориентации, профилактические
мероприятия, библиотечные уроки, участие в проектах, участие в профилактических акциях и др.
В ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» ведут работу общественные объединения
обучающихся: «Совет интересных дел» - кураторы: классные руководители 9 классов, «Совет
бережливых» - куратор: педагог-библиотекарь, «Художественный совет» (далее по тексту
Советы).
Кураторы Советов на основании Программы воспитания школы и плана общешкольных
мероприятий в совместной деятельности с обучающимися разрабатывают план мероприятий
Совета на текущий учебный год по направлениям: нравственное, общекультурное, социальное,
спортивно-оздоровительное. Мероприятия приурочены к праздничным и памятным датам, акциям
и общешкольным мероприятиям. В конце учебного года Советы готовят и презентуют отчет о
проделанной работе.
Цели работы Советов:
- «Совет интересных дел»: объединение обучающихся по интересам с целью приобщения их к
полезной общественной деятельности, формирования навыков социального взаимодействия и
развития необходимых для самостоятельной жизни компетенций.
- «Совет бережливых»: внедрение бережливых технологий в ОУ, современная организация
рабочих мест педагогов и обучающихся школы, повышение безопасности обучающихся;
формирование бережливого сознания обучающихся, бережливого отношения к вещам, книгам,
предметам, природе, своему здоровью и здоровью окружающих; повышение информированности
законных представителей обучающихся по данному направлению.

- «Художественный совет»: создание предметно-эстетической среды школы, с целью обогащения
внутреннего мира несовершеннолетних, способствуя формированию у них чувства вкуса и стиля,
создание атмосферы психологического комфорта, поднятия настроения, предупреждая стрессовые
ситуации, способствующие позитивному восприятию окружающего мира.
В школе уделяется большое внимание обустройству помещений, классных комнат, учебных
кабинетов, пришкольной территории, спортплощадки, игровой площадке и так далее.
Основные воспитывающие общности в школе:
- детские (сверстников и разновозрастные);
- детско-взрослые;
- профессионально-родительские;
- профессиональные.
Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией
на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов в детях
воспитывается любовь к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку,
духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам
России, к их национальным культурам, обычаям и традициям, к государственным символам
Российской Федерации.
Наши школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня, основные школьные дела
адаптированы применительно к нашей сельской школе и направлены на воспитание
жизнеспособной личности, трудоспособной, социально активной, умеющей и желающей строить
свою жизнь на селе, трудиться на благо села, заряженной патриотизмом по отношению к малой
Родине, с чувством ответственности за нее. Задача непростая и решать ее можно только всем
миром, сельским социумом. За этим наша особая миссия школы – социокультурного центра села,
ориентированная на достижение цели на основе совместных усилий семьи, школы, социума в
целом.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Модуль «Основные школьные дела»
Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных
творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами
в единый коллектив. Основные школьные дела обеспечивают включенность в них большого числа
детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию
к происходящему в школе.
• Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и
педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
благотворительная ярмарка - распродажа поделок «Детский орден милосердия» в рамках
районной акции «Помоги детям, поделись теплом», благотворительная акция «Весенняя неделя
добра», благотворительная акция «Дай лапу, друг!».
 Проекты, посвященные Дням воинской славы России («День снятия блокады Ленинграда», День
памяти воинов – интернационалистов, День Защитников Отечества, День Победы, День
народного единства и др.) - организаторы на школьном уровне волонтёры отряда «Твори добро».
 Патриотическая акция «Бессмертный полк» (шествие жителей микрорайона (города) с
портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно).
 Акции, посвященные защите окружающей среды и решению экологических проблем
(Всемирный день Земли, Всемирный день водных ресурсов, Всемирный день окружающей
среды, Международный день птиц, Международный день энергосбережения и др.).
 Акции милосердия «Ветеран живёт рядом», «Не оставим без внимания».
 Организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники,
представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих.

 Спортивно-оздоровительная деятельность: соревнования по волейболу, пионерболу между
командами школы; «Веселые старты», «Дни здоровья».
 Досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню
матери, 8 Марта, выпускные праздники и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек.
 Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датам, в которых участвуют все классы школы.
 Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе
и развивающие школьную идентичность детей: «Посвящение в первоклассники», «Прощай
начальная школа», церемония вручения документа об окончании обучения.
 Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни
школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, за значительный вклад в
развитие школы.
 «День Друга»: выставка фотографий домашних питомцев школьников; викторины, устные
журналы, стенгазеты, фотоколлажи, посвященные домашним питомцам.
 Проект «Зеленый двор», реализация которого позволит детям получить навыки ответственного
поведения в природе, трудолюбия, проявить заботу о растениях.
 Недели безопасности – комплекс мероприятий, направленных на получение знаний и
практических навыков по основам безопасности жизнедеятельности.
 Тематические линейки (День Знаний, День солидарности в борьбе с терроризмом и др.).
 Встречи и классные часы с представителями ГИБДД, ОМВД, пожарной охраны.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует





работу с классом;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
работу с учителями, преподающими в данном классе;
работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Блоки

Виды деятельности

Работа с классным - инициирование и поддержка участия класса
коллективом
в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке,
сборы; проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для
личностного развития ребенка совместных
дел
с обучающимися вверенного ему класса;
- проведение классных часов;
- сплочение коллектива класса;
- выработка совместно со школьниками
законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они
должны следовать в школе.
Индивидуальная
работа с
обучающимися

- изучение особенностей личностного
развития обучающихся класса;
- поддержка ребенка в решении важных для
него жизненных проблем;
- индивидуальная работа со школьниками
класса по выстраиванию индивидуальной

Формы работы,
мероприятия
- тематические класспроекты,
- классные часы,
праздники, КТД;
- игры, экскурсии.

- беседы,
наблюдение,
анкетирование,
тестирование;
- консультации;
- создание

Работа с
учителямипредметниками,
преподающими
в классе;
воспитателями;
педагогомпсихологом;
соц.педагогом;
учителем-логопедом
Работа с
родителями
обучающихся или
их законными
представителями

траектории развития;
- коррекция поведения ребенка.
- регулярные консультации классного
руководителя с учителями-предметниками;
- привлечение педагогов к участию во
внутриклассных делах;
- привлечение педагогов к участию в
родительских собраниях.

портфолио
обучающихся.
- тренинги, беседы;
- заседания ПМПк;
- тематические
проекты;
- родительские
собрания.

- регулярное информирование родителей о
школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
помощь
родителям
(законным
представителям)
школьников
в
регулировании отношений между ними,
администрацией школы и учителямипредметниками;
создание
и
организация
работы
родительских
комитетов классов;
- привлечение членов семей школьников к
организации и проведению классных и
школьных мероприятий.

- тематические
родительские
собрания, проекты,
консультации;
- тренинги, беседы;
- родительские
гостиные;
- детско-взрослые
конкурсы,
праздники,
соревнования.

Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела, акции,
события, проекты, занятия:
1. Классные часы:
- тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датам, Дням
воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора
детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину;
- игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие
стрессовые ситуации;
- проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющие
решать спорные вопросы;
- организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу;
- здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения
здорового образа жизни и заботы о своем здоровье и здоровье других людей.
2. Проведение цикла внеурочных занятий «Разговор о важном».
Модуль «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в рамках максимально
допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках воспитательных задач
уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в
соответствии с календарным планом воспитательной работы;

- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в
соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами
результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и
действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и
педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и
поддержку доброжелательной атмосферы;
- организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими
одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего
обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в форме
индивидуальных и групповых проектов.
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном
занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые
виды самостоятельной деятельности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности осуществляется по 4
направлениям в соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает:
Обязательные для всех обучающихся направления:
1. Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном».
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной
культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и объединений
дополнительного образования осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им
возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе
важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия
в социально значимых делах;
- формирование в кружках, факультативах и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
2. Целевые ориентиры направлений воспитательной работы, с помощью которых
реализуется модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»

Нравственное направление - предполагает знакомство с истоками национальной культуры,
основами правового поведения, начальное экономическое просвещение; усвоение прав и
обязанностей, осмысление себя как гражданина общества; предполагает развитие механизмов
продуктивного общения, умений принять других; развитие навыка самостоятельного творческого
подхода к решению различных жизненных ситуаций в основном с помощью игротерапии, и всего,
что призвано снять эмоциональную зажатость, напряженность и тем самым помочь
формированию способностей воспитанника к развитию межличностных отношений.
Социальное направление - предполагает знакомство с нормами поведения в наиболее типичных
ситуациях, формирование навыков общения в коллективной деятельности, проведение
самооценки некоторых черт характера (доброта, честность, дружелюбие, щедрость и др.); развитие
основ личностной самооценки, воспитание ответственности за свои поступки, развитие
личностной позиции ребенка (проявления сочувствия к другим, умения оказывать поддержку,
принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт,
адекватно реагировать на свой успех и неуспех), нейтрализацию агрессивного реагирования; в
более старшем возрасте — формирование мотивов, ориентирующих деятельность подростка во
временном аспекте (построение перспективы будущего). Развитие навыков ориентированного
поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях, необходимо делать акцент на умении
программировать действия и поступки с учетом сложившихся обстоятельств; освоение
воспитанниками коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях; предполагает
отработку навыков и умений учебного поведения, вооружение основными навыками
самообслуживания, формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности
трудиться; развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем, овладение
элементарными профессиональными умениями, ознакомление с профессиями; в более старшем
возрасте - осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться,
овладение общей ориентировкой в мире профессий и трудовыми умениями по некоторым из
профессий, развитие способности строить картину ближайшего будущего, профессионального
самоопределения.
Спортивно-оздоровительное направление - предполагает воспитание потребности в
физических упражнениях, отработку до автоматизма санитарно-гигиенических навыков,
формирование ответственности за свое здоровье; формирование системы привычек по физической
тренировке тела, уходу за организмом, проведение профилактической работы по употреблению
психоактивных веществ, в более старшем возрасте - развитие системы профилактических умений
по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Общекультурное направление - развитие эмоциональной сферы обучающихся, чувства
прекрасного, творческих способностей, воспитание нравственных чувств, формирование основ
культуры общения и поведения; коммуникативной и общекультурной составляющей личности
обучающегося.

Основные направления воспитательной работы
Направления
воспитательной
работы в рамках
организации
внеурочной
деятельности

Формы организации

Способ реализации

Сроки
реализации

Нравственное
направление

Курсы внеурочной деятельности:

Занятия,
информационные часы,
игровые практикумы и
т.п. в рамках реализации

В теч.учебного
года

«Разговоры о важном» 1-9 классы.

программ курсов
внеурочной деятельности
Классные часы, экскурсии,
внеклассные мероприятия,
мероприятия по демонстрации
личных достижений
обучающихся
(1-9 классы)
Реализация целевой программы
школы «Профилактика»:
классные часы, тематические
беседы, игровые практикумы,
единые дни профилактики
(1-9 классы)

Библиотечные уроки (на базе
ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа № 5» и библиотека им.
Гайдара, – согласно договору о
сотрудничестве)
(1-9 классы)

Общекультурно
е направление

Реализация мероприятий
профориентационного минимума.
Классные часы «Тропинки в
профессию»
(1-9 классы)
Курсы внеурочной деятельности:

Беседы на нравственные
темы, обсуждение
жизненных ситуаций,
активное участие в
мероприятиях с
последующим анализом
результатов

По плану
работы
классного
руководителя;
по плану
общешкольных
мероприятий

Привлечение
обучающихся к беседам
профилактического
характера с привлечением
инспектора ПДН;
мероприятия,
направленные на
профилактику
правонарушений,
вредных привычек;
вовлечение обучающихся
в участие в спортивных
мероприятиях, работе
кружков, выставках и
конкурсах

По плану
работы
классного
руководителя и
согласно
срокам,
прописанным в
целевой
программе
«Профилактика
»,

Проведение тематических
бесед с использованием
мультимедиа аппаратуры
и презентаций,
просмотров фильмов,
чтение художественной
литературы по
конкретной теме с
последующим
обсуждением; знакомство
с новинками
художественной и
периодической
литературы.

1 раз в четверть

Практические занятия в
рамках реализации
программ курсов
внеурочной
деятельности; экскурсии,
участие в мероприятиях
по демонстрации личных
достижений
обучающихся

В теч.учебного
года

В годовом
плане
профилактичес
кой работы ОУ

«Волшебная кисточка» –
1а,2а,3а,4а,5а;
«Мир сказок» – 3в класс;
«Россия – мои горизонты» – 6-9
классы.

Занятия в рамках работы кружка
«В гостях у сказки»
(5-9 классы)

Мероприятия по договору о
социальном сотрудничестве с
МАУК «ДК «Совхозный»:
мастер-классы, развлекательные
праздничные программы,
познавательные встречи

Проведение занятий,
направленных на общее
культурное развитие
обучающихся с
изучением народного
фольклора культуры и
традиций русского
народа.

9 часов

Проведение мероприятий
силами специалистов
МАУК «ДК «Совхозный»
(театральная студия
Paradox)

1 раз в четверть

Информационноориентированные,
практические занятия в
рамках реализации
программ курсов
внеурочной
деятельности; участие в
тематических неделях и
проектах, участие в
мероприятиях по
демонстрации личных
достижений, экскурсии,
общественно-полезные
дела

В теч.учебного
года

Проведение классных
часов по профилактике
дорожно-транспортного
травматизма; по
формированию правил
пожарной безопасности

Не менее 3 раз
в четверть

Проведение мероприятий
целевой программы:

Согласно
срокам,

(1-9 классы)
Социальное
направление

Курсы внеурочной деятельности:
1,2,3,4 класс – «Азбука
пешехода»,
«Радуга», «Школа добрых дел»
5-9 класс – «Основы финансовой
грамотности»; «Школа
безопасности»; «Мир вокруг
меня».

Классные часы, учебные
экспедиции, экскурсии,
практикумы
(1-9 классы)

Реализация мероприятий целевой
программы «Профориентация»

(1-9 классы)

встречи с интересными
людьми, экскурсии на
производство, создание
проектов, сотрудничество
с центром занятости
населения Чкаловского
района и пр.

установленным
в целевой
программе
«Профориентац
ия» и по плану
работы
классного
руководителя

Реализация целевой программы
школы «Социальная
коммуникация»

Проведение мероприятий
целевой программы:
участие в мероприятиях
по демонстрации личных
достижений,
формированию
бесконфликтного
общения и пр.

Согласно
срокам,
установленным
в целевой
программе
«Социальная
коммуникация»
и по плану
работы
классного
руководителя

Практические занятия,
направленные на
формирование здорового
образа жизни,
популяризацию спорта,
укреплению физического
и психического здоровья
обучающихся.

В теч.учебного
года

Беседы, игровые
практикумы,
тематические
презентации,
направленные на
формирование навыков
здорового образа жизни;
создание тематических
проектов, участие в Днях
Здоровья и пр.

По плану
работы
классных
руководителей;
по плану
общешкольных
мероприятий

(1-9 классы)

Спортивнооздоровительно
е направление

Курс внеурочной деятельности:
1-9 классы – «Подвижные игры».

Классные часы по
валеологическому воспитанию
(1-9 классы)

Занятия в рамках работы кружка
(спортивной секции) «Спорт и
здоровье»
(5-9 классы)

Проведение занятий,
направленных на
формирование здорового
образа жизни,
популяризацию спорта,
укреплению физического
и психического здоровья
обучающихся

9 часов

Модуль «Работа с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Реализация воспитательного потенциала
взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает:

создание и деятельность в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5», в классах
представительных органов родительского сообщества (Совета родителей общеобразовательной
организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность
представителей
родительского
сообщества в
Управляющем
совете
общеобразовательной организации;

реализацию Целевой Программы по педагогическому просвещению родителей
«Семейные традиции»;

тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий
обучения и воспитания;

родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
уроки и внеурочные занятия;

проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психолога,
врачей, социальных педагогов, учителей-логопедов и др., обмениваться опытом;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

родительские классные интернет-сообщества, группы в соцсетях с участием
педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;

взаимодействие с родителями посредством школьного сайта, школьного аккаунта в
соцсети: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные
новости;

привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;

при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
- психолого-педагогическое сопровождение семей «детей-инвалидов»;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.

Модуль «Самоуправление» («Соуправление»)
Поддержка детского самоуправления в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №5» помогает
педагогическим работникам воспитывать у обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а детям предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку обучающимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
учитывая особенности контингента воспитанников (интеллектуальные нарушения), детское
самоуправление трансформируется посредством введения функции педагога-куратора в детско взрослое соуправление.
Детско- взрослое соуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» ведут работу общественные объединения
обучающихся: «Совет интересных дел» - кураторы: классные руководители 9 классов,
«Совет бережливых» - куратор: педагог-библиотекарь,
«Художественный совет» (далее по тексту Советы).
Кураторы Советов на основании календарно-тематического плана мероприятий школы и плана
совместной деятельности с обучающимися разрабатывают план мероприятий Совета на текущий
учебный год по направлениям: нравственное, общекультурное, социальное, спортивнооздоровительное. Мероприятия приурочены к праздничным и памятным датам, акциям и
общешкольным мероприятиям. В конце учебного года Советы готовят и презентуют отчет о
проделанной работе.
На уровне классов:
через деятельность выбранных по инициативе и предложениям обучающихся класса совместно с
классными руководителями лидеров (например, старост, дежурных командиров),
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его
работу с работой общешкольных объединений и классных руководителей;
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, осуществляемую через
систему распределяемых среди обучающихся ответственных должностей (цветовод,
ответственный за порядок в классе (за дисциплинарный дневник), дежурный и т.д.).
На индивидуальном уровне:
через вовлечение обучающихся в организацию, проведение общешкольных и внутриклассных
дел;
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями
и т.п.
Модуль «Профилактика»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации
предусматривает работу по реализации Целевой Программы «Профилактика» и включает
следующие направления:
- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной
организации
эффективной
профилактической
среды
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся
по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);

- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных
органов, опеки и т. д.);
- разработку и реализацию профилактических планов работы, направленных на работу как с
девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной
организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными
партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой
среде; профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные
молодёжные, религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного
движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность;
гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
- профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы,
спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно
- духовной, благотворительной, художественной и др.);
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,
расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся
(оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.).
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация»
включает работу по реализации ЦП «Профориентация».
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.
Задача совместной деятельности педагога родителя (законного представителя) и ребенка –
подготовить выпускника с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) к выбору своей
будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные
ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире.
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках уроков по трудовым профилям, курсов
внеурочной деятельности, дополнительного образования;
• индивидуальные консультации педагога-психолога, социального педагога для обучающихся и
их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей и иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора
ими профессии.
Эта работа осуществляется через:
- проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры (деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях,
способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;

- экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, дней открытых дверей в организациях
профессионального обучения;
Раздел III.Организация воспитательной деятельности
3.1 Кадровое обеспечение
Для кадрового потенциала школы характерны стабильность состава. Это обеспечивает более
качественное и результативное преподавание. Наличие большей части педагогов — специалистов
с большим опытом педагогической деятельности способствует организации работы в системе
подготовки и повышения квалификации, а так же в выборе новых подходов к преподаванию. Это
обеспечивает выбор наиболее приемлемых методик и технологий, которые гармонично
соотносятся с содержанием предмета преподавания.
Деятельность ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №5» по развитию кадрового потенциала: в
условиях модернизации образовательного процесса решающую роль в достижении главного
результата – обучения и социализации школьников с УО (интеллектуальными нарушениями)
играет профессионализм педагогических и управленческих кадров.
Развитие кадрового потенциала.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации
работников образовательного учреждения в области воспитания, организация научнометодической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей
образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов.
Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории воспитательных систем среди
педагогического коллектива:
- через регулярное проведение и участие в семинарах, научно-практических конференциях – от
школьных до региональных, международных;
- через научно-методические пособия;
- через знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.
Общая численность педагогических работников - 25 человек, включая в состав:
 Администрация школы
 Заместитель директора по социально-педагогической работе
 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
 Социальный педагог
 Учитель-логопед
 Учителя-дефектологи
 Классные руководители
 Воспитатели
96 % от общей численности педагогических работников имеют высшее педагогическое
образование.
В школе 13 классов в которых работают 13 классных руководителей.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в ОУ связывается, прежде всего, с качеством
ее нормативно-правового обеспечения:
1.Положение о классном руководителе.
2.Положение о дежурстве.
3. Положение о методическом объединении.
4. Положение о родительском комитете.
5.Положение о конфликтной комиссии.
6.Положение о Совете профилактике правонарушений.

7.Положение о постановке обучающихся на внутришкольный учет и снятии внутришкольного
учета.
8. Положение «Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
9. Положение о проведении экскурсий, походов, прогулок.
10. Положение об организации внеурочной деятельности.
11. Положение о локальной сети ОО.
12. Положение о школьном спортивном клубе.
13. Положение по противодействию коррупции.
14. Положение о попечительском Совете.
13. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений.
14. Положение об использовании государственных символов в ОО.
15. Должностные инструкции педагогических работников.
С 2021 года в соответствии с принятыми поправками к федеральному закону № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся определена система
организации воспитательной работы в сфере образования:
1. Письмо «О внедрении примерной программы воспитания».
2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ.
3. Воспитание в современной школе от программы к действиям.
4. Программа Воспитания 2022 (Проект).
5. Методическое пособие Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального
государственного бюджетного научного учреждения «Института стратегии развития образования
Российской академии образования» «Воспитание в современной школе: от программы к
действиям».
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
В ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №5» обучаются дети с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Состав обучающихся малокомплектен и разнороден. Из 128
воспитанников ОУ - 29 обучающихся находятся на индивидуальном домашнем обучении, 74
обучающихся имеют статус «ребенок-инвалид». Педагоги обучают учеников не только в школе,
но и стенах дома, привычной домашней обстановке, чему сопутствует имеющийся у обучающихся
диагноз или интеллектуальные нарушения и подтверждается заключением ВК.
Состав обучающихся в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» различен по степени
выраженности интеллектуального дефекта, по наличию сложных дефектов и осложняющих
основной дефект психосоматических заболеваний. В общем виде контингент обучающихся
представлен следующими категориями:
1.
Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью.
2.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью.
3.
Обучающиеся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.
4.
Обучающиеся со сложным дефектом (аутизм, эпилепсия, детский церебральный
паралич, шизофрения и др.).
5.
Обучающиеся, имеющие тяжёлые и множественные нарушения развития.
Обучающиеся 1 категории получают образование по программам для детей с легкой
умственной отсталостью (вариант 1 АООП); обучающиеся 2–3 категорий обучаются по
программам для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, (вариант 2
АООП); дети со сложным дефектом, ТМНР (категории 4-5) обучаются как по программам для
детей с легкой умственной отсталостью, так и для глубоко умственно отсталых детей, в
зависимости от степени выраженности интеллектуального дефекта.
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной
деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной
системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной
неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности
интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло
поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень

выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных
факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной
этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского
сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной
отсталости: легкая (IQ — 69-50), умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ — 34-20), глубокая (IQ<20).
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью
процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей,
тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных
систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у
обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на
ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный
характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны
психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная,
моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ―
восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС
выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических
новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического
развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и
культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов,
существует реальная возможность проявить себя в общем деле. Все обучающиеся школы,
родители/законные представители, педагоги школы находятся в тесном сотрудничестве,
учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося и его семьи, что при создании
ситуации совместного поиска стимулирует активность каждого участника процесса воспитания. В
ОУ нет резкой обособленности между классами и обучающимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на
основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности контингента
обучающихся.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и
самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается
опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями),
педагогами. Детская и детско-взрослая общности в образовании развиваются на принципах
заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с
нарушением интеллекта обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях
группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с УО являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими для их
успешной адаптации и интеграции в школе;
- формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников
образовательных отношений;
-построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого
обучающегося с УО;
- активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к воспитанию обучающихся
с УО;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с УО в развитии и
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности;

- индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с УО.При организации воспитания
обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием
индивидуальных методов воспитания, в соответствии с физическим и (или) психическим
состоянием;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с УО с
использованием вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных
форм работы педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с
особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную
жизненную позицию, инициативность; максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Поощрения выносятся за достижения в области творческой, общественной
и спортивной деятельности.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности
обучающихся строится на принципах:
 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении,
проведение награждений на еженедельной общешкольной линейке);
 соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной
организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной
организации (вручение благодарностей, грамот, дипломов, поощрительных подарков
производится в торжественной обстановке, на праздничных мероприятиях, возможно в
присутствии родительской общественности, педагогов-наставников награждаемых);
 сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и
индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать как
индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими награду и не
получившими ее);
 привлечении к участию в системе поощрений родителей (законных представителей)
обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся.
В школе применяются следующие формы поощрения:
- похвальный лист «За отличные успехи в учении»;
- похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
- награждение благодарностями за активное участие в акциях;
- награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня достижений
обучающихся в конкурсах рисунков, плакатов, проектов, спортивных соревнованиях и т.п.
- награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными письмами
за хорошее воспитание детей и оказанную поддержку в проведении школьных дел.
Всеми обучающимися школы ведется портфолио. Обучающиеся собирают (накапливают)
артефакты, фиксирующие и символизирующие их достижения, личностные или достижения
класса, участие в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото
изделий, работ, участвовавших в конкурсах и т.д.).
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами
результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего,
основного общего образования, установленными соответствующими ФГОС ОО УО.

Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников
(знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
 распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного
социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с
другими социальными институтами, так и стихийной социализации.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
социально-педагогической работе (педагогом-психологом, социальным педагогом) с
последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей
или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов
сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить
не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по социально-педагогической работе
(педагогом-психологом, социальным педагогом), классными руководителями с привлечением
актива родителей (законных представителей) обучающихся. Способами получения информации о
состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников
могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками. Результаты обсуждаются на заседании
методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности детско - взрослого соуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;

 реализации потенциала социального партнёрства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по
социально-педагогической работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом общеобразовательной организации.
Список используемой литературы
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2.Федеральный закон N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 2 июля 2021 г. № 400), федеральных государственных образовательных стандартов
(далее — ФГОС) начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021
г. № 286), основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. №
287), среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
4. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение правительства РФ от
29.05.2015 г.)и План мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 гг. (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р);
5. ФГОС ОО УО;
6. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ 2022 года;
7. ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России
(избранные модули): Сборник / Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И.
С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. – 97 с. (Примерная
программа воспитания). ISBN
8. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В.
Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е.
О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П.
В. Степанова. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020.
9. РПВ (ИСИО РАО).
10. РПВ (Институт воспитания)
ПРИЛОЖЕНИЕ
(Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 уч.год для обучающихся
с 1 по 9 классы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».