Положение об оцен ЛУО

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»

ПРИНЯТО РЕШЕНИЕМ
педагогического совета
Протокол № 5 от 10.01.2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5»
_________________ Н.В. Солнцева
Приказ № 9 от 10.01.2020 г.
Внесены изменения 01.09.23.:
ПрАООП заменили на ФАООП

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценивания результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) при текущем
контроле, промежуточной и итоговой аттестации
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о системе оценивания результатов освоения АООП
обучающимися с легкой умственной отсталостью при текущем контроле, промежуточной и
итоговой аттестации (далее Положение) разработано в соответствии со следующими
действующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с дополнениями и изменениями) (статья 30);
- Приказ №1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (Приказ МОиН №1599 от 14 декабря 2014 г.,
зарегистрирован Минюст № 35850 от 03.02.2015);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - далее ФГОС ОО УО (ИН);
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Устав ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5».
1.2. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5», регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и
формы проведения промежуточной, итоговой аттестации обучающихся и текущего контроля
их успеваемости.
1.3. Система
оценивания
результатов
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее АООП) обеспечивает связь между требованиями
стандарта и образовательным процессом.
1.4. Система оценивания результатов освоения АООП обучающимися с легкой умственной
отсталостью (по варианту 1) ориентирует образовательный процесс на развитие личности
обучающихся, т.е. на достижение личностных результатов, результатов освоения содержания
учебных предметов (планируемые предметные результаты) и формирование базовых
учебных действий.

1.5. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы, в том числе
отдельной части или всего объема учебного предмета программы, сопровождается текущим
контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.
1.6. В системе обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный
результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения обучающимся
знаний по предметам, но и уровень его развития. В основу системы оценивания
образовательных достижений обучающихся заложен комплексный подход к оценке
результатов: оценка предметных и личностных результатов общего образования
обучающихся. Таким образом система оценивания включает в себя две составляющие –
качественную и количественную:
- качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей
обучающихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность,
умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий,
индивидуальный стиль мышления и т.д.;
- количественная составляющая позволяет сравнивать сегодняшние достижения
обучающегося с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные
результаты с нормативными критериями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и
общую картину динамики развития и обученности каждого обучающегося с учетом его
индивидуальных особенностей.
1.7. В Положении использованы следующие определения (понятия), с точки зрения
дидактики, применяемые в педагогической практике:
- оценка представляет собой процесс определения количественных и качественных
показателей теоретической и практической подготовки обучаемых существующим
оценочным требованиям, предъявляемым к ним адаптированными программами;
- отметка – это количественная оценка знаний, навыков и умений, приобретенных
обучающимися, являющаяся результатом процесса оценивания, выраженная в баллах;
- выставление отметки – выставление определенного балла (количественно выраженной
оценки) в необходимые документы для фиксирования результатов учебной деятельности,
степени ее успешности.
1.8. Данное Положение после рассмотрения его на педагогическом совете, утверждается и
вводится в действие приказом директора школы. Изменения и дополнения в Положение
вносятся и утверждаются в том же порядке.
2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости
обучающихся
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных
достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной
деятельности в соответствии с образовательной программой.
2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода
в целях:
 контроля уровня достижения обучающимися предметных и личностных результатов,
предусмотренных образовательной программой;
 оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям
ФГОС ОО УО (ИН):
 проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с
целью возможного совершенствования образовательного процесса.
2.3. Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам
обучающихся, освоивших АООП, соразмерно индивидуальным возможностям.
2.4. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
2.5. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный:

- минимальный уровень достижения предметных результатов является обязательным для
всех обучающихся с умственной отсталостью, фиксируется в рабочих программах по
предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса;
- достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для
всех обучающихся с умственной отсталостью. Достаточный уровень достижения
предметных результатов фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам адресно
для отдельных обучающихся с указанием фамилий после проведения входной диагностики.
2.6. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим
соответствующую часть адаптированной основной общеобразовательной программы школы.
2.7. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическим
работником с учетом образовательной программы.
2.8. Фиксирование результатов текущего контроля по всем предметам учебного плана
осуществляется во 2 (второе полугодие) - 9 классах по пятибалльной системе, за
исключением коррекционных курсов: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,
«Логопедические занятия», «Двигательное развитие».
2.9. Успешность освоения образовательных программ обучающимися с легкой умственной
отсталостью оценивается в баллах. При разработке системы отметок по 5-балльной шкале
при освоении программы каждого учебного предмета учитываются следующие критерии:
 «3» (удовлетворительно) - смысл действия понимает, выполняет его только по
прямому указанию учителя и после дополнительных инструкций, нуждается в
помощи, использует ее, но с ошибками, способен выполнить от 35% до 50% заданий;
 «4» (хорошо) – преимущественно самостоятельно выполняет действия после
первичной инструкции и дополнительной фронтальной инструкции, нередко
допускает 1-2 ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя или
самостоятельно, хорошо использует незначительную помощь, способен выполнить от
51% до 65% заданий;
 «5» (очень хорошо) – самостоятельно выполняет действия после первичной
инструкции, иногда допускает ошибки, которые самостоятельно исправляет, в
помощи не нуждается, способен выполнить свыше 65% заданий.
«2 и 1» (неудовлетворительно) - эта отметка может выставляться в тетради за
небрежно выполненные задания, педагогом в устной форме, а также в дневник, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка. При оценивании педагог должен учитывать
психофизические возможности и способности обучающихся, их типологические особенности.
Необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В
связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
- соответствие/несоответствие науке и практике;
- полнота и надежность усвоения;
- самостоятельность применения усвоенных знаний.
2.10. Результаты текущего контроля по всем учебным предметам фиксируются отметками в
классных журналах и иных установленных документах, начиная со 2 класса (II полугодие). Оценку
предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в
тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения,
письма и счета.
2.11. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года
осуществляется без фиксирования достижений обучающихся в виде отметок по
пятибалльной системе. В 1 классе и 2 классе (I полугодие) используется качественная оценка
достижений обучающихся (Сан Пин 2.4.2.3286-15). Результат продвижения обучающихся в
развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков,
уровня формирования учебных навыков.
2.12. В школе проверяются и оцениваются все письменные работы. При оценке знаний,
умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального
развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким
уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий.
При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством

моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество
записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется
применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и
одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).
2.13. В один учебный день в одном классе допустимо проводить только одну письменную
контрольную работу, а в течение учебной недели – не более двух. Не рекомендуется
проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый
и последний дни недели.
2.14. Успеваемость обучающихся, получающих образование в виде индивидуального
обучения на дому, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему
контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных
индивидуальным учебным планом и фиксируется в индивидуальном журнале обучения на
дому.
2.15. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей)
сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся посредством
заполнения предусмотренных документов, в том числе внесения отметок в дневник
обучающегося. Родители (законные представители) имеют право на получение информации
об итогах текущего контроля успеваемости обучающегося в письменной форме в виде
выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному
руководителю или заместителю директора школы по учебной работе.
2.16. Текущий контроль (в течение учебного года) личностных результатов обучающихся
осуществляется методом наблюдения и не фиксируется документально с помощью
разработанного инструментария.
3. Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся при
текущем контроле в ходе выполнения разного вида работ по учебным предметам
3.1. Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся
с легкой умственной отсталостью. При оценивании устных ответов принимается во
внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
3.2. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать
самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки,
которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям
оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает
аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2 и 1» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме как
метод воспитательного воздействия на ребёнка. Оценка «2 и 1» не ставится в журнал.
3.3. При оценке письменных работ по предмету «Русский язык» следует руководствоваться
следующими нормами: II - IX классы
- оценка «5» ставится за работу без ошибок;
- оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;
- оценка «3» ставится за работу с четырьмя - шестью ошибками;
- оценка «2 и 1»может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.

3. 4. В письменных работах не учитываются 1-2 исправления. Наличие трех исправлений на
изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не
пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано
на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она
учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в
предложении.
3.5. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать
индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена
согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении
оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
3.6. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв оценка снижается на один балл, если это не связано с
нарушением моторики у детей.
3.7. При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических
понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или
допускает 1-2 исправления;
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного
материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного
материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не
справляется с одним из заданий;
Оценка «2 и 1»не ставится.
3.8. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе
установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию
слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть
связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе,
но и в предыдущих.
3.9. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды
контрольных работ во 2-м -9-х классах - списывание и диктанты.
3.10. Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует
избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не
изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить,
выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть
понятными обучающимся. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на
каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от
числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Примерный объем текстов контрольных работ:
1 класс - 8-10 слов (на конец учебного года),
2 класс - в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов,
3 класс – 20-25 слов,
4 класс – 30-35 слов,
5 класс - 45-50 слов,
6-7 класс – 65-70 слов,
8-9 класс – 75-80 слов.
3.11. Знания, умения и навыки по учебному предмету «Математика» оцениваются по
результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых
письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных

контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности
его развития.
3.12. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными
(только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо
комбинированными.
3.13.Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось:
во 2 - 3 классах - 25-40 минут,
в 4-9 классах 35-40 минут, причем за указанное время обучающиеся не только должны
выполнить работу, но и проверить её.
3.14. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или
1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в
одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3
класса), математический диктант, сравнение чисел и математических выражений,
вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
3.15. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками
следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения
алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и
построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки,
допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков
арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности
расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
3.16. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на
уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
- оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
- оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
- оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других
заданий;
- оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.
3.17. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.
3.18. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение
задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на измерение и
построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на
вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если
при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но
допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении
геометрических фигур буквами.
Оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.
3.19. Проверка навыков чтения на уроках учебного предмета «Чтение» проводится на основе
повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой
чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение

главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями
по каждому году обучения.
3.20. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
3.21. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению.
3.22. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце
урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках.
Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе
фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть
более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
3.23. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты.
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту)
на полугодие и конец года
Таблица №1
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9

(без нарушения произношения)
слов/мин

(незначительные речевые
нарушения)
слов/мин

8-10
15 - 20
25 - 30
35 - 40
45- 60
60 - 65
70 - 80
80 - 90
90 -100

5
10 - 15
15- 25
30-35
40-50
55-60
60-70
70-80
80-90

(выраженные нарушения
речи, отсутствие речи)

Проводится с учетом
индивидуальных
особенностей и
потенциальных
возможностей
обучающегося,
отслеживается динамика
относительно самого
ребёнка (учитываются
буквы, слоги, отдельные
слова)

3.24. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения
заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин
испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
II класс
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение
целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками
короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию
прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью (полно,
правильно, последовательно);
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже
легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их с
помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на
вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания.
Оценка «2 и 1» не ставится.
III—IV классы:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной - двумя
самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы
и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с
незначительной помощью;

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова —
по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV
классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе
содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова
— по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и
смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы односложно и
способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя;
Оценка «2 и 1» не ставится.
V—IX классы:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло (согласно индивидуальному
темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного произношения; способен
выделить с незначительной помощью учителя основную мысль произведения или части
рассказа; делить текст на части и озаглавливать их; называет главных действующих лиц
произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает по плану
содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
Оценка «4» ставится ученику, если он читает, в основном, правильно, выразительно, бегло
(согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две ошибки при чтении,
допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью
учителя; допускает незначительные неточности в ответах на вопросы и при передаче
содержания;
Оценка «3» ставится ученику, если он читает по слогам, недостаточно правильно,
выразительно; допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки препинания,
допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную мысль
произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать главных
действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и
пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение воспроизведения.
Оценка «2 и 1» не ставится.
3.25. Оценка трудовых умений в начальной школе (1-4 классы) ставится учителями
начальных классов с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
Оценивание обучающихся основной школы (5-9 классы) осуществляют учителя трудового
обучения.
3.26. Критерии оценки обучающихся по предмету «Трудовое обучение».
Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении
практической работы и может выполнить её используя план или образец, а также
проанализировать и оценить качество своей работы;
Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает
незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении
практического задания и его анализе;
Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по
аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и
проанализировать своей работы.
Оценка «2 и 1» не ставится.
3.27. При оценивании успеваемости по предмету «Физическая культура» учитываются
индивидуальные возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень
физического развития и психического, двигательные возможности.
3.28. Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение
изучаемых упражнений, при этом учитывается:
- как ученик овладел основами двигательных навыков;
- как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
- как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;
- как относится к урокам;
- каков его внешний вид;

- соблюдает ли дисциплину.
Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об
этом обучающимся.
3.29. Критерии оценки по предмету физической культуры:
Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет
физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя; темп
деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне;
Оценка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с
помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и
искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп деятельности
средний, но к концу урока снижается;
Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно и
частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя,
темп деятельности на низком уровне.
Оценка «2 и 1» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия
на ребёнка.
3.30. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – это специально организованный
педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного - развивающего
образовательного процесса, цель которого - формирование музыкальной культуры, как
совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и
предупреждение вторичных отклонений в развитии обучающихся.
3. 31. Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает
основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных
произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно
исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях.
Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает основные
музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры музыкальных
произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных
произведениях с незначительной помощью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные
произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии
исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных
художественно-эстетических видов деятельности.
Оценка «2 и 1» не ставится.
3.32. Оценка обучающихся по предмету «Изобразительное искусство».
Предмет изобразительное искусство решает задачи приобщения обучающихся с ОВЗ к
творческому социально значимому труду, использования изобразительной деятельности как
средства компенсаторного развития детей с нарушением процессов познавательной
деятельности на всех этапах обучения в школе.
3.33. Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в
зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает
предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их
оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для
рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет
неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.
Оценка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от
пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает
основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной
геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для
изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для
рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с
помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека;

Оценка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по
образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону;
умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать
основные цвета и соотносить их с образцом.
Оценка «2» и «1» не ставится.
3.34. Тестовые работы по учебным предметам оцениваются следующим образом: сначала
оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов,
набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к
максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу:
Максимальный (самый высокий) уровень 85 – 100 % «5»
Повышенный (функциональный) уровень 84 – 70 % «4»
Базовый (средний) уровень 50 – 69 % «3»
Формальный (ниже среднего) уровень 30 – 49 % «2»
3. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся
3.1. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы, в том числе
отдельной ее части или всего объема, сопровождается промежуточной аттестацией
обучающихся с легкой умственной отсталостью, проводимой в форме, установленной
образовательным учреждением.
3.2. Промежуточная аттестация проводится во 2-х – 9-х классах школы в течение учебного
года учителями, в сроки, установленные календарным учебным графиком школы.
3.3. Промежуточная аттестация - это аттестация обучающихся школы по истечении
определенного временного промежутка (триместр, полугодие, учебный год).
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов (предметные результаты), предусмотренных адаптированной
основной общеобразовательной программой.
3.4. Целями проведения промежуточной аттестации являются:
 объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и
достижения результатов освоения АООП;
 соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС ОО УО (ИН);
 оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
обучающегося в осуществлении образовательной деятельности,
 оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы.
3.5. Формами промежуточной аттестации являются:
 письменная проверка – проверочные, контрольные работы; письменные ответы на
вопросы теста; диктанты;
 устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов, беседы;
 практическая работа.
3.6. Форма промежуточной аттестации определяется учителем с учетом контингента
обучающихся, содержания учебного материала, используемых образовательных технологий
и календарно-тематического планирования.
3.7.
При
проведении
контрольного
урока
осуществляется
индивидуальнодифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора
различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения
программы каждым учеником.
3.8. Основанием для выставления отметки во 2-9 классах при промежуточной аттестации за
четверть служат результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ,
наблюдений учителя за повседневной работой ученика. По отметкам текущего контроля
знаний выставляются отметки промежуточной аттестации за четверть, учитывая
обязательный минимум в получении отметок:
• 3 отметки - при изучении предмета 1 ч в неделю;

5 отметок - при изучении предмета 2 ч в неделю;
6 отметок - при изучении предмета 3 ч в неделю;
7 отметок - при изучении предмета 4 ч в неделю;
9 отметок - при изучении предмета 5 ч в неделю;
11 отметок - при изучении предмета 6 ч в неделю.
3.9. При выставлении обучающимся отметок за учебный год учитываются отметки,
полученные обучающимся по итогам каждого триместра.
3.10. В первом классе школы промежуточная аттестация за триместр в баллах не проводится,
т.к. в этом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение учебного
года оценки обучающимся не выставляются. Результат продвижения в развитии обучающихся 1х классов определяется на основе анализа (один раз в четверть) их продуктивной деятельности. В
журнале выставляется «освоил» (осв.), «не освоил» (не осв.).
3.11. Промежуточную аттестацию за год проходят все обучающиеся 1-9 классов не позднее
20 мая.
3.12. Итоги промежуточной аттестации за год отражаются отдельной графой в классных
журналах.
3.13. Годовые отметки по учебным предметам должны быть выставлены за 3 дня до
окончания текущего учебного года.
3.14. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело
обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс или для допуска к
экзамену по профилю трудового обучения выпускников, успешно освоивших АООП для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.15. Предметные результаты рассматриваются как одна из составляющих при
промежуточной аттестации (за учебный год) достижений и не являются основным критерием
при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.
3.16. При промежуточной аттестации (за учебный год) учитываются в обязательном порядке
личностные результаты освоения АООП, которые включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
3.17. Оценка личностных результатов осуществляется 1 раз в конце учебного года и
предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов (Приложение 1 к АООП школы (вариант 1) «Программа оценки личностных
результатов»).
3.18. Для оценки продвижения обучающегося с умственной отсталостью в овладении
социальными (жизненными) компетенциями может применяться метод экспертной оценки,
который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов). Состав экспертной группы включает педагогических и
медицинских работников (учителей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных
педагогов, психиатра).
3.19. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту
развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
3.20. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат также базовые учебные действия
(БУД).
Базовые учебные действия –
это
элементарные
и
необходимые
единицы учебной деятельности,
формирование
которых
обеспечивает
овладение
содержанием образования обучающимся с умственной отсталостью. (Приложение 1 к
АООП школы (вариант 1) «Программа формирования базовых учебных действий»)
3.21. Формирование у обучающихся базовых учебных действий, представляющих
обобщённые действия, открывает детям с УО возможность ориентации в учебных предметах,
в строении учебной деятельности; способствует освоению компонентов учебной






деятельности; развитию познавательных и учебных мотивов, что оптимизирует протекание
процесса учения. Сформированность БУД оценивается 1 раз в год (в конце учебного года).
3.22. Для оценки сформированности у обучающегося с умственной отсталостью каждого
базового учебного действия в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» используется
следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие
только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые
достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями и на
этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего
времени обучения.
3.23. Результаты сформированности всех групп БУД обучающихся с умственной
отсталостью ежегодно заносятся в карту уровня сформированности БУД каждого
обучающегося, что позволяет отслеживать динамику их формирования по годам обучения.
3.24. На основе оценивания личностных, предметных результатов и уровня
сформированности базовых учебных действий обучающихся формулируется вывод об
освоении АООП (вариант 1) и вносится на определенную страницу индивидуальной
карты развития обучаемого.
Оценку «удовлетворительно усвоил рекомендуемую программу данного года обучения»
получают обучающиеся, имеющие по итогам года балльную оценку «3» по большинству
предметов учебного плана. Оценку «хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года
обучения» - получают обучающиеся, имеющие по итогам года балльную оценку «4» по
большинству предметов учебного плана. Оценка «достаточно хорошо усвоил
рекомендуемую программу данного года обучения» дается тем обучающимся, которые
имеют по итогам года балльную оценку «5» по большинству предметов учебного плана.
Обучающиеся, имеющие по итогам года балльную оценку «3» по всем предметам учебного
плана, могут быть оценены как «рекомендуемую программу данного года обучения усвоил
на минимальном уровне».
4. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся
4.1. Итоговая аттестация - это аттестация выпускников школы, которая проводится на
основе нормативных документов Министерства образования Российской Федерации,
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. Обучающиеся
могут быть освобождены от итоговой аттестации по состоянию здоровья в порядке,
определяемом Министерством общего и профессионального образования РФ и
Министерством здравоохранения РФ.
4.2. Согласно требованиям Стандарта (для обучающихся, принятым в первый класс школы в
2016 году) по завершению реализации АООП (вариант 1) проводится итоговая аттестация в
форме двух испытаний:
первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Но это будет применимо к обучающимся, поступившим в образовательное
учреждение с 01.09.2016 г.
4.3. На данном временном этапе обучение в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»

завершается итоговой аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению для обучающихся,
принятых в школу до 01.09.2016 г. Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса
организуется и проводится в соответствии с «Рекомендациями о порядке проведения
экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида» на основании письма Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области № 106 от 08.06.2001 года с учетом
письма Министерства просвещения РФ от 19 мая 2020 года N ДГ-493/07.
4.4. К экзамену по трудовому обучению допускаются экзаменуемые, обучавшиеся по данному
профилю труда не менее двух последних лет. (Исключение составляют обучающиеся,
поступившие на обучение в 9 класс).
4.5. Итоговая аттестация обучающихся проводится в обстановке, исключающей влияние
негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим
особенностям и состоянию здоровья выпускников.
4.6. Выпускникам с умственной отсталостью, успешно прошедшим итоговую аттестацию в
форме экзамена по трудовому обучению, выдается свидетельство об обучении по образцу и в
порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.
4.7. От итоговой аттестации (экзамена) могут быть освобождены следующие обучающиеся: на
основании медицинской справки по состоянию здоровья; обучающиеся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью; обучающиеся на дому.
4.8. Организация, подготовка, порядок и оценивание экзамена в выпускном классе
проводятся в соответствии с Положением ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» «Об
итоговой аттестации обучающихся 9-х классов».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».