ЦП Профилактика 2023-2024 уч.год

Целевая программа «Профилактика»
Пояснительная записка
Наличие нарушений поведения у умственно отсталых детей представляет собой актуальную
проблему, как в социальном, так и медицинском аспектах. Ее медикосоциальная значимость
обусловлена тем, что все чаще стали проявляться поведенческие расстройства у детей с умственной
отсталостью, а также наблюдается стойкая социальная дезадаптация, в том числе школьная,
включающая антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные и аутоагрессивные поступки, у
данной категории детей. Данные нарушения в поведении могут быть как патологическими, то есть
детерминированными различными формами патологии личности и личностного реагирования, так и
непатологическими – социально-психологическими и социально-педагогическими. Процесс
социальной адаптации умственно отсталых детей проходит с особыми сложностями. Умственная
отсталость негативно влияет на состояние эмоционально-волевой сферы, что ведет к нарушениям
социального поведения. Отсутствие способности к саморегуляции или ее слабость в отношениях с
людьми влияет на адекватный выбор методов преодоления трудностей, самоконтроля над
поступками, осознание ситуации. В период полового созревания, когда нервная система
неустойчива, происходит особое обострение проблемы поведенческих нарушений, обостряются
патологические черты характера и психические отклонения, связанные с декомпенсацией
органической недостаточности центральной нервной системы, возникают конфликты с
окружающими людьми, как с взрослыми, так и со сверстниками. Немалое значение имеют и
внутренние факторы: степень интеллектуальной недостаточности, уровень критичности,
темперамент, форма олигофрении, инертность психических процессов, психопатологический
характер, воспитанность ребенка, которые создают тот неблагоприятный фон, делая умственно
отсталых детей особенно подверженными воздействию негативных факторов внешней среды.
Несвоевременность выявления характера и природы поведенческих нарушений, отсутствие
специальных коррекционно-профилактических программ ведут к тому, что нарушений в поведении
умственно отсталых детей могут привести к их криминальной выраженности. Поэтому в
современных условиях резко возросла роль профилактики нарушений поведения умственно
отсталых детей.
Под нарушением поведения мы понимаем действия и поступки личности, вступающие в
противоречие с соответствующими возрасту общепринятыми и официально установленными
социальными нормами, стандартами поведения и отношений, вследствие неадекватного
взаимодействия со средой, не учитывающей ее индивидуальных особенностей, вызывающие
неодобрение социума и причиняющие ущерб окружающим людям и самой себе.
Ребенок с умственной отсталостью – это особый ребенок, который в силу своих психических
особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов познавательных интересов, восприятия, эмоционально-волевой сферы, мышления, внимания,
памяти, речи, а также неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия
многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Данная
категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми,
учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают
психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают
проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие
трудности или гиперкомпенсация интеллектуального отставания в развитии при сохранном
соматическом здоровье.
Таким детям свойственна слабость собственных намерений, побуждений, большая
внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Умственно отсталые дети
предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их
деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Наличие
интеллектуальной недостаточности не позволяет таким детям оценить последствия своего
поведения. Они не могут объяснить свои поступки, у них не образуются в достаточной мере,
морально-нравственные критерии, не развиты интересы, слабо развиты личностные качества,
1

наблюдается некритичность к себе и своим действиям. Для этих детей характерно сочетание
несамостоятельности, внушаемости, легкого усвоения примитивных форм поведения, дурных
привычек с одновременным стремлением к самостоятельности.
Для детей с умственной отсталостью характерно:
• трудности переноса обобщения в новую ситуацию, в которой это обобщение должно быть
реализовано в конкретном поведенческом акте, вследствие чего поведение в ряде случаев
противоречит нормативным требованиям;
• наличие противоречий между обобщенностью и отвлеченностью нравственных понятий,
требований нормативного поведения и конкретностью мышления умственно отсталых детей;
• наличие противоречий между пониманием важности соблюдения требований нормативного
поведения, неумением выполнять данные ребенку предписания и отсутствием достаточной воли,
необходимой для этого;
• нарушение связи между процессами возбуждения и торможения;
• недостаточная способность умственно отсталых детей к устойчивой целенаправленной
деятельности, необходимой при решении
жизненных задач и определяющей особенности
поведения в различной обстановке;
• снижение критического отношения к своим поступкам, недостаткам, неспособность объективно
оценивать и переживать свое состояние;
• болезненно переживаемое чувство собственной неполноценности;
• неумение разобраться в ситуации, осознать причинноследственные связи между поступком и его
результатом, установить смысл действий другого лица;
• сниженная способность прогнозирования последствий своего поступка;
• внушаемость, повышенная восприимчивость и усвоение
негативных воздействий;
• нарушение мотивов и потребностей;
• низкий уровень эмоционально-волевого контроля.
Основная деятельность по осуществлению профилактической работы в школе направлена на
выявление, диагностику и коррекцию детей «группы риска» с различными формами психической и
социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям
ближайшего окружения, а также на выявление функционально несостоятельных семей и
оздоровление семейного воспитания, укрепления здоровья обучающихся и формирования здорового
образа жизни.
Цель Программы: обеспечение педагогической реабилитации детей и подростков «группы
риска», включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, обеспечение психологической,
медицинской, социальной помощи и поддержки, а также создание условий для получения
обучающимися основного образования и сохранения их физического и психического здоровья.
Задачи Программы:
- создать максимально благоприятные условия для нравственного, физического, эстетического
развития личности ребёнка;
- создать условия для получения дополнительного образования обучающимися «группы риска»;
- способствовать успешной адаптации личности к жизни в обществе через организацию и проведение
мероприятий на формирование социально-коммуникативных навыков, готовности к адекватному
профессиональному самоопределению;
- формировать законопослушное поведение, уважение к национальному и культурному наследию,
гражданскую ответственность, патриотические чувства к Родине и семье путём проведения классных
часов по направлению ВР «Я - гражданин»; мероприятий по формированию толерантного отношения
к людям разных национальностей, сословий, материального положения;
- обеспечить социально - правовую защиту, психолого – педагогическую поддержку, охрану
2

законных прав детей и подростков на основе проведения мероприятий, направленных на
предупреждение жестокого обращения с детьми, формирования правовой грамотности
обучающихся;
- укрепить здоровье обучающихся на основе проведения мероприятий по формированию здорового
образа жизни и профилактики вредных привычек.
- способствовать включению семьи в процесс обучения и воспитания через участие законных
представителей совместно с обучающимися во внешкольной деятельности.
Профилактика (в широком смысле слова) - это система комплексных мероприятий,
направленных на предупреждение отклонений в поведении и формирование нравственного
поведения и нравственных качеств личности.
Термином «профилактика» обозначается система мер социально-правовой, медикопсихологической и социально-педагогической помощи семье и детям. Павлов И.В. отмечает, что
«профилактика есть организованная система воспитательных воздействий, направленных на
выработку сопротивляемости отрицательным влияниям окружающей среды.
Ее целью является предупреждение развития асоциальной направленности и перестройка
отношений личности с окружающей действительностью в процессе ее воспитания и
«перевоспитания».
В зависимости от целей, выделяют несколько направлений в профилактической деятельности:
первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика - изучение механизмов формирования материнского и отцовского
поведения, типа семьи и воспитания; изучение и коррекция нарушения материнско-детских
отношений, которые могут служить причиной снижения эмоционального благополучия ребенка.
Первичная профилактика проводится со всеми обучающимися и семьями обучающихся
образовательной организации.
Вторичная профилактика - раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических
нарушений у ребенка; исследование генографии семьи; коррекция семейных отношений, физических
и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ; наличие четких семейных ролей.
Вторичная профилактика проводится с обучающимися и семьями обучающихся, состоящих в группе
риска и на внутришкольном учете.
Третичная профилактика - проводится в отношении детей, совершивших правонарушение, и ее
целью является коррекция поведения ребенка и его развитие, а не само преступление.
Наряду с этим, можно выделить три основных уровня профилактики:
На личностном уровне воздействие на целевую группу направлено на формирование таких качеств
личности, которые создают основу социально-приемлемого поведения ребенка.
Семейный уровень предполагает организацию влияния на семью ребенка и его ближайшее
окружение для предотвращения зарождения и развития асоциального поведения.
Социальный уровень профилактики способствует изменению общественных норм в отношении
нарушений поведения, что создает благоприятные условия для организации профилактической
работы на личностном и семейном уровнях.
Сроки реализации Программы: Программа рассчитана для постоянного использования в
работе школы и может подвергаться корректировке в зависимости от смены контингента
обучающихся.
Организация контроля выполнения Программы:
ежегодный анализ итогов реализации Программы на методическом, педагогических советах.
Актуальность программы заключается в том, что с каждым годом растет детская
3

безнадзорность, преступность, наркомания, употребление спиртных напитков, прослеживается
тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением, увеличивается число проблемных
семей. Отклонения в поведении детей, появление неблагополучных семей это результат социально
– экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры,
изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, чрезмерность занятости родителей,
участившихся разводов, неблагоприятных семейно – бытовых отношений, отсутствие контроля за
поведением, самоустранение семьи от процесса воспитания. В связи с указанными причинами
появилась потребность в усилении профилактической работы с обучающимися «группы риска».
Направления профилактической работы:
1. Профилактика девиантного и деликвентного поведения несовершеннолетних в том числе:
- правонарушения и преступления;
- безнадзорность и беспризорность;
- экстремизм и терроризм;
- самовольные уходы из дома, бродяжничество;
- жестокое обращение;
- агрессивное поведение.
2. Профилактика всех видов зависимостей и незаконного оборота наркотических, психотропных и
др. токсических веществ среди несовершеннолетних.
3. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Состав участников реализации Программы: обучающиеся, требующие повышенного
педагогического внимания, обучающиеся «группы риска» и состоящие на внутришкольном контроле
и учете в ОДН, проблемные семьи; педагогический коллектив; органы опеки и попечительства;
органы социальной защиты населения; отдел по делам несовершеннолетних ОП № 13.
Принципы организации профилактических мероприятий с обучающимися:
1) Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного обучающегося. Этот
принцип предполагает, что педагог должен видеть в обучающемся прежде всего лучшее и опираться
на это лучшее в своей работе с ним. Условия реализации данного принципа:
-стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
- формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
- постоянное внимание к положительным поступкам обучающегося;
- проявление доверия к обучающемуся;
- формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
- учет интересов обучающихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе
этого пробуждение новых интересов.
2) Принцип социальной адекватности воспитательно – коррекционных мер. Данный принцип требует
соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой
находится трудный обучающийся. Условия реализации данного принципа:
- учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно – коррекционных средств,
направленных на его социальное развитие;
- предоставление возможности обучающимися самостоятельного выбора способов участия во
внеучебной деятельности.
3) Принцип социального закаливания обучающихся «группы риска». Этот принцип предполагает
включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления
негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной
позиции.
Условия реализации данного принципа:
- включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых
ситуациях;
4

- выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
- стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей
позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи трудновоспитуемым обучающимся в анализе проблем социальных отношений и в
проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
4) Принцип индивидуализации воспитательно – коррекционного воздействия на детей и подростков
«группы риска». Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном
развитии каждого ребёнка, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным
особенностям, предоставление возможности каждому обучающемуся для самореализации и
самораскрытия.
Условия реализации принципа индивидуализации:
- оценка изменений индивидуальных качеств обучающегося;
- выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребёнка;
- проблемы отношений трудновоспитуемых обучающихся надо решать с ними, а не за них;
- подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь
к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;
- не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
- волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать
сегодня.
Методы и приемы педагогического воздействия на детей «группы риска», необходимые
для использования при реализации мероприятий в рамках
Программы:
а) созидательные приемы: проявление доброты, внимания, заботы; просьба; словесное поощрение
различного характера и направленности (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение
определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения); «авансирование
личности»; обходное движение; прощение; проявление огорчения;
б) прямые и косвенные тормозящие приемы: констатация поступка; необычный подарок;
осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании;
проявление возмущения;
в) приемы, способствующие формированию у воспитанников правильного поведения: убеждение и
личный пример; доверие; моральная поддержка и укрепление веры в свои силы; вовлечение в
интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственное упражнение;
г) приёмы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика: опосредование;
фланговый подход; активизация сокровенных чувств воспитанника;
д) вспомогательные приёмы: организация внешней опоры правильного поведения; отказ от
фиксирования отдельных проступков.
Основные разделы Программы:
I.
Профилактическая работа с семьёй.
II.
Профилактическая работа с обучающимися категории «группы риска».
I.

Профилактическая работа с семьёй.

Профилактическая работа с семьёй осуществляется на основе следующих нормативно-правовых
документах:
Закон об образовании РФ – глава№5, статья№50, статья№52 «Права и обязанности родителей
/законных представителей»:
5

«Родители(законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение
детьми основного общего образования»;
«Родители(законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их
воспитание, получение ими основного общего образовани».
* Конвенцией о правах ребёнка – часть№1, статья№27,п2;
* Федеральным законом РФ – глава№1, статья№9,п4; глава№2, статья№12, п3; глава№2, статья№14,
п1,п2, статья№16.
* Семейным кодексом РФ.
Цели работы:
- способствовать нравственному воспитанию обучающихся в семье;
- повышать педагогические и психологические знания родителей;
- стимулировать положительное поведение родителей, их контактов со школой, детьми;
- создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
- вовлекать родителей в воспитательный процесс класса, школы.
Школа, педагогические работники берут на себя роль посредников в налаживании контактов
неблагополучных семей с социумом, со всеми органами, организациями, специалистами, которые
могут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье. Семья – важнейший институт
социализации, т.к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до
смерти, качество
которой определяется рядом параметров конкретной семьи: социально культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни
общества; социально - экономический определяется имущественными характеристиками и
занятостью членов семьи на работе, учёбе; технико - гигиенический зависит от условий проживания,
оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни; демографический –
определяется структурой семьи. Данная градация необходима каждому педагогическому работнику
школы для исследования семьи, планирования и осуществления дальнейшей работы с ней. Помимо
данной градации каждый классный руководитель при обследовании семьи определяет статус семьи:
- благополучная семья – родители целенаправленно занимаются воспитанием своих детей, в
семье есть нравственные устои, не злоупотребляют спиртным, доброжелательные отношения в
семье, активные участники учебного и воспитательного процесса в школе;
- семья группы риска – в семье есть отклонения от нормы воспитания и проживания, нарушен
контакт родителей с детьми, недостаточное влияние родителей на образование и воспитание
учащихся в школе, пассивное участие в жизни класса и школы;
- неблагополучная семья – родители не справляются с воспитанием детей, слабые нравственные
устои в семье, грубое обращение с детьми, халатное отношение к учебе в школе, игнорирование
воспитательного процесса в классе;
- социально-опасная семья – семья с аморальным поведением и образом жизни, воспитанием
детей не занимаются, родители пьющие, ведущие паразитический образ жизни, совершенно не
участвующие в воспитательном процессе в школе.
- семья с недостатком воспитательных ресурсов – семья, занимающаяся воспитанием детей, но
имеющая проблемы в связи с недостатком необходимых педагогических и психологических знаний.
Дальнейшее изучение семей обучающихся проводится на основе следующего алгоритма:
1. Изучение состава семьи, её структуры (полная, неполная, с одним ребёнком, многодетная,
родители разведены и т.д.);
2. Изучение жилищно-бытовых условий;
3. Определение материальной обеспеченности;
4. Выявление воспитательного потенциала семьи (сильный, неустойчивый, слабый,
негативный).
5. Определение характера взаимоотношений в семье:
- между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые,
конфликтные, аморальные и др.);
- между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие,
6

отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость,
бесконтрольность);
- позиция ребёнка в семье (педагогически оправдания: «кумир семьи», объект постоянных ссор
взрослых, каждый из которых стремиться привлечь его на свою сторону, предоставлен самому себе,
никто им не интересуется, запуган авторитетным отношением, не уверен в себе, избегает общения с
родителями, находится на положении «Золушки».
- определение психологического положения ребёнка в семье («Я нужен и любим и люблю вас тоже»;
«Я нужен и любим, вы существуете ради меня»; «Я нужен, но не любим и от всей души хочу
приблизиться к вам»; «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое» - первые две позиции
оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему,
признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
- определение отношения ребёнка к родителям (дорожит семейными отношениями; родители
авторитетны; к родителям и традициям семьи относится пренебрежительно; остро переживает
конфликтные ситуации, возникающие в семье; тяготеет к одному из членов семьи).
Исходя из полученных данных планируется и проводится дальнейшая профилактическая,
консультативная и разъяснительная работа с семьёй как со стороны классных руководителей, так и
со стороны администрации школы с привлечением сотрудников ОДН, органов социальной защиты,
опеки и попечительства с позиции оказания помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.
План
совместных действий в оказании помощи детям и подросткам
из неблагополучных семей.
№

Доминирующий
фактор в
характеристике
семьи

1.

Недостаточная
психологопедагогическая
грамотность
родителей и семьи.

2.

Жестокое отношение
к ребёнку.

Виды помощи семье и детям

1. Наблюдения и консультации
учителя, психолога, социального
педагога.
2. Помощь психиатра семье и
детям.
3.Проведения семинаров и бесед
на темы воспитания.
4.Вовлечение детей в кружки,
секции.
5.Постановка на учёт в ОППН,
ОВД, УВД или к детскому
наркологу, психиатру.
1. Наблюдения учителя,
психолога образовательного
учреждения, социального
педагога, социального работника.
2.Консультация для родителей
психолога, социального педагога,
социального работника, врача,
юриста.
3.Психотерапевтическая помощь
родителям и детям.
4.Привлечение к занятиям
детско-родительской группы.
5.Постановка на учёт ОППН,
7

Службы,
центры,
учреждения,
специалисты

Ответственные за
реализацию
указанных
мероприятий

Школа,
спортивные
секции, кружки,
ОДН

Классные
руководители,
педагогпсихолог,
администрация

Педиатры,
школа, службы,
центры ОДН,
ОППН,

Пед.коллектив,
инспектор
ОДН,
инспектор по
охране прав
детства

3.

Семьи с
алкоголезависимым
и родителями (оба
родителя пьют)

4.

Семья в состоянии
развода или после
развода.

ОДН, к подростковому
психиатру, наркологу.
6.Привлечение родителей к
работе семинаров, беседам по
тематике воспитания в семье.
1.Наблюдения и консультации
психолога образовательного
учреждения (для детей и
подростков).
2.Оказание содействия в
организации психиатрической и
наркологической помощи семье
или её отдельным членам.
3.Дополнительные занятия с
ребёнком по оказанию помощи в
учении.
4.Постановка семьи на учёт.
5.Вовлечение ребёнка в систему
дополнительного образования
(кружки, секции и т.д.)
6.Постановка подростка на учёт в
ОДН.
7.Консультация подростка у
врача-психиатра, нарколога и т.д.
8.Консультирование ребёнка на
ПМПк и определение программы
обучения.
9.Работа с родителями
специалистов наркологической,
психиатрической помощи по их
лечению (по необходимости).
10.Проведение совместных с
органами опеки и
попечительства
консультативных, контрольных и
профилактических мероприятий.
11.Возбуждение дела о лишении
родительских прав (в случае
необходимости).
1.Наблюдения и консультации
психолога образовательного
учреждения, общественного
инспектора по охране прав
детства, учителя.
2.Консультационная помощь
психолога и психиатра.
3.Привлечение ребёнка в кружки,
секции.
4.Дополнительная помощь в
выполнении домашних заданий,
в учёбе.
5.Постановка ребёнка на учёт
(при необходимости) к
8

Школа, приют,
врачи, учителя,
службы ОДН,
ОППН.

Школа, центры,
службы,
консультация
психиатра,
родительский
комитет.

Пед.коллектив,
инспектор
ОДН,
инспектор по
охране прав
детства, органы
опеки

Пед.коллектив,
инспектор
ОДН,
инспектор по
охране прав
детства

5.

Неполная семья.

6.

Отчуждённость
родителей из-за
занятости.

наркологу, психиатру,
невропатологу.
6.Привлечение к деятельности
класса родителей ребёнка.
7.Помощь ребёнку со стороны
его окружения.
8.Помощь ребёнку со стороны
его сверстников.
9.Привлечение родителей к
семинарам по вопросам
психологии детей, перенесших
травму.
10.Использование
видеоматериалов для работы с
родителями (последствия
развода).
1.Привлечение полной семьи для
работы с ребёнком и его семьёй.
2.Привлечение ближайших
родственников к воспитанию
ребёнка.
3.Привлечение неполной семьи к
занятиям детско-родительской
группы.
4.Наблюдения и консультации
педагога-психолога, социального
педагога.
5.Активная деятельность
классного руководителя или
учителя по вовлечению ребёнка в
систему дополнительного
образования.
6.Проведения родительского
лектория.
7.Обучение одного из родителей
навыкам воспитания детей при
отсутствии второго родителя.
8.Постановка на учёт в
учреждения и органы социальной
защиты.
9.Привлечение общественных
организаций к воспитанию в
семье.
1.Сопровождение ребёнка
педагогом-психологом:
наблюдение, консультации,
занятия.
2.Консультативная помощь
родителям, обучающимся
психотерапевта (по
возможности), классного
руководителя.
3.Привлечение ребёнка к
9

Школа, центры,
службы, приют,
родственники,
органы
социальной
защиты.

Центры,
образовательные учреждения,
учреждения доп.
образования

Пед.коллектив,
инспектор
ОДН,
инспектор по
охране прав
детства

Пед.коллектив,
инспектор
ОДН,
инспектор по
охране прав
детства

7.

Полная семья, один
из родителей пьёт.

8.

Неполная семья,
родитель-алкоголик
(одинокая матьалкоголичка или
отец).

занятиям в кружках.
4.Привлечение родителей к
занятиям по психологии
подростка.
5.Помощь ребёнку в
планировании своего
свободного времени (педагогпсихолог, классный
руководитель).
6.Профилактические
мероприятия с обучающимися
со стороны классного
руководителя .
1.Наблюдения и консультации
педагога-психолога за ребёнком.
2.Беседа со здоровым родителем
психолога, классного
руководителя.
3.Вовлечение ребёнка в систему
дополнительного воспитания и
образования.
4.Дополнительная помощь
ребёнку в учёбе со стороны
учителей.
5.Привлечение здорового члена
семьи и ребёнка к заседаниям
«родительской гостиной».
6.Работа классного
руководителя, воспитателя,
психолога школы с пьющим
родителем, беседы о
необходимости лечения от
алкогольной зависимости.
7.Индивидуальная работа
социального педагога с каждым
из родителей по изменению
отношений в семье.
8.При асоциальном поведении
ребёнка (агрессивность,
депрессивность, суицидальность
и т.д.) обследование подростка у
детского психиатра.
1.Беседы классного
руководителя, психолога с
пьющим родителем о
необходимости лечения от
алкогольной зависимости.
2.Наблюдения за ребёнком и
профилактические беседы
школьного психолога.
3.Вовлечение классным
руководителем ребёнка в
10

Образовательное учреждение,
центры
социальнопедагогической
и медикопсихологической
реабилитации,
службы ПМПК,
районный
детский или
подростковый
психиатр,
инспекция по
делам
несовершеннолетних,
психологомедикопедагогический
консилиум
образовательног
о учреждения,
учреждения доп.
образования

школа, центры
досуга, ПМПК,
клубы для детей
и подростков,
органы опеки.

Пед.коллектив,
инспектор
ОДН,
инспектор по
охране прав
детства

Пед.коллектив,
инспектор
ОДН,
инспектор по
охране прав
детства

кружки, секции, библиотеку.
4.Информирование органов
опеки и попечительства о
наличие в такой семье детей с
целью контроля за семьёй,
оказания социальной и
консультативной помощи, при
необходимости постановки
вопроса об ограничении или о
лишении родителя-алкоголика
родительских прав.
9.

Опекунские семьи.

10.

Родители лишены
родительских прав,
дети находятся в
государственных
учреждениях (в
приюте)

1.Вовлечение детей и подростков
классным руководителем в
кружки, секции, клубы.
2.Консультации психолога
образовательного учреждения
для опекунов.
3.Индивидуальная работа
психолога с ребёнком.
4.Помощь учителя ребёнку в
учёбе.
5.Консультация психиатра.
6.Взаимодействие с органами
опеки по осуществлению
сопровождения и контроля
опекунских семей, при
необходимости возбуждение
образовательным учреждением
ходатайства перед органами
опеки и попечительства о
лишении опекунов прав на опеку
с последующей передачей
ребёнка (новые опекуны,
приёмная семья, детский дом,
приют).
7.Вовлечение опекунских семей
к участию в мероприятиях
школы.
1.Наблюдение и патронаж
ребёнка в приюте классным
руководителем, воспитателем,
педагогом-психологом.
2.Сбор информации о семье и
всех родственниках классным
руководителем, воспитателем.
3.Восстановление родственных
отношений ребёнка и семьи (по
возможности и необходимости)
4.Помощь со стороны окружения
семьи.
5.Привлечение родителей к
совместной деятельности с
11

Школа,
специалист по
охране прав
детства, центры
ПМПК,
районный
психиатр или
невропатолог,
ОДН, КДН.

школа, приют

Пед.коллектив,
инспектор
ОДН,
инспектор по
охране прав
детства

Пед.коллектив,
инспектор
ОДН,
инспектор по
охране прав
детства

детьми (по возможности и
необходимости) .
6.Сотрудничество с работниками
приюта по решению вопросов,
касающихся воспитания
опекаемых детей.
12.

Случаи выявления
детей,
занимающихся
бродяжничеством,
попрошайничеством,
или нахождение
брошенных детей.

1.Вызов полиции (по тел. 02,
либо через ОДН ).
2.Связь с органами опеки и
попечительства, приютом.
3.Подключение к решению о
пребывании выявленных детей
отдела по охране прав детей.

Школа, ОДН,
органы опеки,
приют

Пед.коллектив,
инспектор
ОДН,
инспектор по
охране прав
детства

II.
Профилактическая работа с обучающимися категории «группы риска».
Дети «группы риска» - это та категория детей, подростков, которая в силу определённых
обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям
со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации
несовершеннолетних. (По Е.Н. Панченко).
Профилактическую работу с детьми «группы риска» в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №
5» осуществляют классные руководители, воспитатели, учителя-предметники, педагог-психолог,
социальный педагог, администрация, инспектор по охране прав детства.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Алгоритм действия педагогического коллектива с категорией
обучающихся «группы риска».
Изучение социальной обстановки, знакомство с проблемами и трудностями детей.
Изучение социальной обстановки семей обучающихся.
Определение путей профилактической, коррекционной работы.
Анализ проблем обучающегося, поиск путей решения проблем и трудностей. Разработка и
реализация планов профилактической работы классных руководителей с отражением их в
карте профилактики.
Текущий анализ результатов профилактики и коррекции.
Отчёт психолого-педагогической работы по индивидуальной профилактической работе с
обучающимися и их семьями.

Профилактика девиантного поведения и правонарушений
детей и подростков «группы риска».
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или
подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной
или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно
можно отнести к астеникам, шизоидам, элептоидам и психически ненормальным людям. Вовторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже
страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы,
особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют
правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями.
Соответственно говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном)
поведении. Если проступки не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица,
совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного
12

права и усилению с лицами данной категории профилактической, просветительской,
разъяснительной и контролирующей работы.
Мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения и правонарушений
подростков
Мероприятия с обучающимися:
- Планирование работы с педагогически запущенными детьми.
- Планирование заседаний Совета профилактики.
- Создание картотеки трудных подростков.
- Контроль за успеваемостью и посещением занятий.
- Привлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность, в кружки, спортивную секцию.
-Усиление профориентационной работы с детьми «группы риска».
- Посещение детей с девиантным поведением на дому.
-Оказание помощи в организации труда и летнего отдыха детей «группы риска», контроль за
проведением их досуга в каникулярное время.
- Оказание помощи законным представителям в организации свободного от уроков времени детей
«группы
риска».
-Проведение предметных недель с привлечением к активному участию в них детей «группы риска»;
- Пропаганда здорового образа жизни: проведение Дней здоровья, конкурс агитбригад «За здоровый
образ жизни», конкурс антиреклам вредных привычек и зависимостей, классные часы («Твое
здоровье»; «Культура питания»; «Твой режим дня»; «Вредные привычки» и др.), оформление
стендов « В здоровом теле – здоровый дух», «Человек и здоровье», проведение ежегодного
конкурса «Самый здоровый класс».
- Проведение заседаний родительской гостиной по темам «Психологический и духовный климат в
семье», «Организация свободного времени подростков», «Основы формирования у ребёнка навыков
здорового образа жизни», «Роль отца в воспитании ребёнка».
- Правовое просвещение обучающихся: неделя «Правовой компас», консультирование по вопросам
обучающихся, мероприятия в рамках проведения Всероссийского Дня правовой помощи;
проведение мероприятий ВР по направлению «Я гражданин».
Мероприятия с педагогами:
-семинары для классных руководителей «Профессиональная позиция педагога в отношении
проблемы насилия над детьми», «Рекомендации по профилактике суицидных настроений среди
детей и подростков», «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», «Причины
отклонений в поведении детей и подростков», «Профилактика конфликтов в школьном коллективе»,
«Устранение причин отклонений в поведении ребёнка», «Профилактика жестокого обращения с
детьми»; практические занятия с участием педагога-психолога по темам: «Межличностные
отношения», «Общение в конфликте» и пр. (по плану работы секции классных руководителей и
педагога-психолога).
Работа по профилактике правонарушений и безнадзорности
Руководствуясь Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних», а именно глава 1, где говорится:
- «Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их
социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и
антиобщественных действий»;
- «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных,
правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
13

способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным
действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной
профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном
положении».
- «Категория лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа: в
отношении несовершеннолетних безнадзорных и беспризорных; занимающихся бродяжничеством
или попрошайничеством …»
- «Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят
индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей
несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и
содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с детьми».
- «Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей
проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним,
или по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям или антиобщественным действиям, или достижения ими возраста восемнадцати
лет».
Цель профилактической работы по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди
обучающихся: дать социальный ориентир каждому обучающемуся в образовательном учреждении;
скорректировать процесс адаптации обучающихся в сложной жизненной ситуации; способствовать
социально-психологическому благополучию в семье.
Задачи профилактической работы по предупреждению правонарушений и безнадзорности
среди обучающихся:
· выявить обучающихся и семьи, находящиеся в социально опасном положении;
· провести
ряд профилактических мероприятий по оказании психолого-педагогической
помощи обучающимся и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· привлечь социальные структуры, способствующие эффективности и продуктивности
профилактической работы;
· вести систематический контроль за семьями, прошедшими профилактическую реабилитацию.
Годовой план профилактических мероприятий, направленных на предупреждение
правонарушений и безнадзорности среди обучающихся
№
1.

2.

Профилактические
мероприятия
Изучение медикопсихологических и
социально-педагогических
особенностей личности
обучающихся, условий их
жизни, специфики
микросреды.

Сроки
исполнения
В течение
всего года.

Связь с социальными
структурами
Совместно с
классными
руководителями.

Выявление детей «группы
риска»:
-анализ социальных карт
класса;
-анализ успеваемости и
посещаемости обучающихся
в классе;
-наблюдение за поведением
обучающихся, образом
жизни.

В течение
всего года

Совместно с
классными
руководителями,
инспектором по
охране прав детства

14

Оформление
документации
Социальнопедагогические
карты класса,
обучающихся,
журнал
профилактической
работы классного
рук-ля
Список
обучающихся
«группы риска».
План работы с
обучающимися,
имеющими
отклонения в
обучении, либо
пропускающих
занятия без

3.

Осуществление
профилактической работы
по предупреждению
школьной и социальной
дезадаптации, девиантного и
делинквентного поведения:
лектории родительских
собраний:
- младшее звено
«Отклоняющее поведение у
школьника – тревожный
сигнал дезадаптации
ученика»;
«Скрытые формы
девиантного поведения
младших школьников»;
- старшее звено
«Особенности
взаимоотношений в семье»;
«Роль мужчины в
воспитании подростков»;
«Курить – здоровью вредить
или как уберечь подростка
от пагубной привычки».
«Правовое наказание за
правонарушение».

4.

5.

Осуществление правового
просвещения обучающихся:
- классные часы:
«Правовые аспекты
правонарушений
школьников»;
«Вредные привычки как
фактор слабого здоровья
человека»;
«Социальные проблемы
молодёжи и пути их
решения».
Разработка и реализация
планов коррекции и
реабилитации отклоняющего
поведения обучающихся.

В течение
всего года

Совместно с
классными
руководителями,
инспекцией по делам
несовершеннолетних,
педагогомпсихологом.

Октябрь,
ноябрь
1-2 классы

уважительной
причины.
Журнал
профилактической
работы.
Журнал учёта
посещаемости
обучающихся
занятий.
Информация
профилактического
характера: памятки
для родителей и
обучающихся,
протоколы
родительских
собраний, журнал
профилактической
работы классного
рук-ля

3-4 классы

5-6 классы
6-9 классы
6-9 классы
7- 9 классы
В течение
всего года.

Совместно с
комиссией по делам
несовершеннолетних,
участковым
инспектором,
классными
руководителями,
медицинским
работником школы,
инспектором по
охране прав детства

Старшие
классы.
Младшие и
старшие
классы
Старшие
классы.
В течение
всего года.

Памятки для
обучающихся,
рекомендации для
родителей по
формированию
ЗОЖ; планыконспекты
классных часов,
дневник классного
руководителя.

Совместно с
Индивидуальные
классными
планы
руководителями, зам. профилактической
директора по
работы с
15

воспитательной
работе, комиссией по
делам
несовершеннолетних,
педагогическим
консилиумом.

учащимися
«группы риска»,
индивидуальные
программы
психологопедагогического
сопровождения
обучающихся.
Совместно с
Акты обследования
классными
семей
руководителями,
обучающихся,
членами комиссии
журнал
ОДН, администрацией профилактической
школы, инспектором
работы –
по охране прав
характеристика
детства, участковым
семьи
инспектором
обучающегося.

6.

Взаимодействие с семьями
учащихся с целью
совместного решения
проблем воспитания и
развития личности ребёнка:
* посещение семей с целью
обследования материальнобытовых условий
проживания;
* рейды в семьи,
находящиеся в социальноопасном положении, или
исполняющие
ненадлежащим образом
воспитание и содержание
детей;
* вновь прибывшие семьи;
* многодетные семьи;
* подопечные семьи.

В течение
всего года.

7.

Профилактика и разрешение
конфликтных ситуаций с
участием
несовершеннолетних

В течение
всего года.

8.

Участие в заседаниях совета
профилактики с решением
следующих вопросов:
* постановка и снятие с
учёта;
* материалы по
профилактике
правонарушений, различных
видов зависимостей и
безнадзорности среди
учащихся;
* психолого-педагогические
особенности школьников;
* отчёт работы за истекший
период.

В течение
всего года,
согласно
плану работы
Совета
профилактики

16

Совместно с
администрацией
школы, классными
руководителями,
инспекцией по делам
несовершеннолетних,
зам. директора по
воспитательной
работе.
Члены Совета
профилактики

Журнал
профилактической
работы, протоколы
заседаний Совета
профилактики.

Журнал снятия и
постановки на
учёт.
Отчёт инспектора
по охране прав
детства о
проделанной
работе.
Протоколы
заседаний Совета
профилактики.

9.

Участие в заседаниях ОДН.

По запросу
ОДН

Совместно с
инспектором по
охране прав детства,
педагогом-психологом

Представление на
учащихся.
Журналы
профилактической
работы классных
руководителей с
обучающимся.

С целью отслеживания системы профилактической работы в школе и её результативности
классным руководителям предлагается к использованию и заполнению следующие формы, которые
заполняются в рамках «Карт профилактической работы классного руководителя» (см. приложение
1.) и ведутся ежегодно:
Циклограмма индивидуальной профилактической работы с обучающимися «группы риска»
№

Мероприятия

Ответственные за выполнение мероприятий
Ежедневно

1.

2.

3.

4.

Контроль за
посещаемостью,
успеваемостью,
внешним видом
обучающегося
Профилактические
беседы с
обучающимся:
режим дня
школьника;
правонарушения и
меры наказания;
причины слабой
успеваемости;
твой дом – твоя
крепость;
помоги себе сам;
курить – здоровью
вредить и т.д.
Обследование семьи.

Один раз в
неделю

Один раз в
месяц либо
по запросу

Один раз в
четверть
либо по
необходимо
сти

Классный
руководи тель,
учителяпредметники
Классный
руководитель, при
необходимо
сти —
заместитель
директора,
председатель Совета
профилакти
ки, педагогпсихолог,
мед.сестра

Классный
руководитель, при
необходимо
с-ти
совместно с
инспектором ОДН,
заместителе
мдиректора
Классный
руководитель,
учителяпредметни-

Анализ успеваемости
обучающегося за
четверть.
17

Один раз в
полугодие

Один раз в
год.

ки — по
необходимо
сти
5.

Анализ о
проделанной работе
с обучающимся.

6.

Профилактические
беседы на заседаниях
Совета
профилактики

7.

Рассмотрение
проблем в обучении
обучающегося на
педагогическом
совете, на заседании
классных рук-й и др..
Встречи с
родителями
обучающегося с
администрацией
школы.
Профилактические
беседы с
обучающимся и
родителями на
заседании Совета
профилактики.

8.

9.

10

Консультирование у
психолога,
психиатра.

1
2

Анализ занятости
обучающегося во
внеурочное время.
Отчёт о проделанной
индивидуальной
профилактической
работе с
обучающимся и
семьёй.

1
3

Классный
руководитель
совместно с
зам. дир.
Совместно с
классным
руководителем,
членами
Совета
профилакти
-ки
Совместно с
классным
руководителем.

Совместно с
классным
руководителем и
членами
Совета
профилакти
-ки
Классный
руководитель,
родители,
зам.дир - по
необходимо
сти, исходя
из
наблюдений
за обуч-ся
Классный
рук-ль,
зам.дир.
Годовой
отчёт
классного
рук-ля

При осуществлении бесед профилактического характера с обучающимися, наблюдений за
ними, планирования профилактической работы классным руководителям с целью организации
продуктивной и эффективной деятельности по профилактической работе с обучающимися «группы
18

риска» необходимо придерживаться методики «контактного взаимодействия с подростком».
Методика контактного взаимодействия с подростком
№ Стадия
Содержание и характер Основная тактика
Результат
взаимодействия
контакта
1. Расположение к
Использование
Безусловное,
Согласие на
общению
общепринятых норм и
безоценочное
дальнейшее
фраз, сдержанное и
принятие личностных взаимодействие
доброжелательное
особенностей
обращение. Ровное
воспитанника
отношение, отсутствие
эмоциональных
реакций.
Непринужденная
беседа на отвлечённые
темы. Отсутствие
советов, уверений,
навязчивости.
2. Поиск общего
Поиск нейтрального
Ровное отношение,
Положительный
интереса
интереса к интересам
заинтересованность,
эмоциональный фон
подростка. Перевод с
подчёркивание
общения, настрой на
нейтрального на
уникальности
продолжение
личностно значимый
личности
контакта.
интерес воспитанника, воспитанника, его
от общих суждений о
позитивных качеств.
людях к конкретному
человеку, от его
жизненных ценностей к
конкретным
личностным качествам.
3. Выяснение
Рассказы о
Принятие того, что
Создание ситуации
предполагаемых
положительных
предполагает
безопасности при
положительных
качествах,
партнёр,
сообщении
качеств
демонстрация
авансирование
личностно значимой
отношения к этим
доверия
для воспитанника
качествам. Отношение
информации,
к отрицательным
безусловное
качествам других.
принятие его
Поиск качеств,
личности
отличающих подростка
от других.
4. Выяснение
Выяснение качеств,
Принятие позитивных Ситуация доверия,
предполагаемых
мешающих общению,
и негативных качеств открытости.
отрицательных
установлению
воспитанника без
качеств
личностных, деловых
сомнения,
контактов со
раздражения.
значимыми людьми.
Прогнозирование хода
ситуаций общения.
Сомнения, выяснение
неясностей.
Высказывания о
собственных
19

5.

Адаптивное
поведение
партнёров.

6.

Установление
оптимальных
отношений

негативных качествах.
Подчёркивание
положительных и учёт
негативных качеств.
Подчёркивание
динамики
представлений о
человеке. Обсуждение
причин трудностей в
общении, установлении
контакта. Желание
приспосабливаться к
особенностям друг
друга.
Общие планы действий.
Совместная разработка
программы.
Определение
нормативов общения,
взаимодействия.
Распределение ролей.
Составление планов.

Открытые
высказывания,
стимулирование
диалога, обсуждение
различных вариантов
действий в
сложившейся
ситуации.

Определение
объекта и предмета
изменений,
преобразований.

Общие намерения.

Согласие на
выполнение
принятого плана.

Дневник профилактической работы
С обучающимся __________________________ год рождения __________ класс ______________
Проблема обучающегося
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дата
мероприят
ия

№
1.

2.

Содержание
проведённого
мероприятия

Работа с
педагогамипредм-ми ,
узкими
специалистами
школы,
педагогами
дополнительно
го образования

Работа с
администрацией школы.

Работа с
комиссией
ОДН,
инспектором
ОДН,
соц.защитой,

Работа с
социальной
службой,
мед.учрежд
ениями,
педагогомпсихологом

Помесячный план внеклассных мероприятий, направленных на
профилактику беспризорности и правонарушений
среди обучающихся школы
Наименование мероприятия
Сроки
Задействованные Охват учащихся.
выполнения
лица
Беседа с обучающимися: «Как я СентябрьСовместно с
4-6 классы
планирую свой день».
октябрь.
классным
классы
Игровая программа «Режим дня
руководителем,
Васи и Пети»;
библиотекарь.
«Я и мой досуг».
7-9 классы
Игра-практикум: «Поступки и
Октябрь
Совместно с
4-9 классы
20

проступки».
3.

Игровая программа: «Как
уберечь зайчика от неверного
пути?»;
«Как не попасть в беду».
Беседа с обучающимися: «Если
друг попал в беду…».

Ноябрь

Театральное кукольное
представление: «Как
подружился зайчонок с
сигареткой»:
«История одного курильщика»

Декабрь

6.

Конкурс рисунков: «Самый
радостный день в моей жизни».

Декабрь

7.

Беседа с обучающимися:
«Голубой экран».

Январь

8.

Игровая программа «Радуга
моего настроения».

Февраль

9.

Конкурс плакатов
«Антиреклама вредных
привычек».

Февраль

4.
5.

классным
руководителем,
библиотекарем.
Совместно с
классным
руководителем.

Ноябрь

10. Театральное представление:
«Волк и семеро козлят на
новый лад».

Март

11. Анкетирование обучающихся
«Мои увлечения».

Март

12. Игровая программа «Дядя
Стёпа милиционер».

Апрель

13. Мастерилка «Древо желаний и
противопоказаний».

Май

14. Беседа с обучающимися «Лето

Май

Совместно с
классным
руководителем.
Совместно с
классным
руководителем,
библиотекарем,
инспектором по
охране прав
детства.
Совместно с
классным
руководителем,
библиотекарем.
Совместно с
классным
руководителем
Совместно с
классным
руководителем
Совместно с
классным
руководителем,
библиотекарем,
мед.работником.
Совместно с
классным
руководителем,
учителями
русского языка,
чтения
Совместно с
классным
руководителем,
педагогомпсихологом.
Совместно с
классным
руководителем,
инспектором по
охране прав
детства.
Совместно с
классным
руководителем
Совместно с
21

3-4 классы
5-9 классы
3-9 классы.
3-4 классы

5-9 классы
3-9 классы

3-9 классы
Все классы
Все классы

1-5 классы —
зрители, 6-9
классы —
участники
предстваления
5-9 классы

Все классы

Все классы
Все классы

настроений».

классным
руководителем,
педагогомпсихологом,
инспектором по
охране прав
детсва

Тематика мероприятий может изменяться в соответствии с индивидуальными возможностями и
особенностями обучающихся в классе.

Работа по профилактике всех видов зависимостей.
1. Организационная работа.
№
п/п

Содержание

Сроки

Ответственные,
привлекаемые к работе

1

2

3

4

1.

Заседания Совета профилактики.

2.

Выявление и учет детей, замеченных в В течение года
курении.

3.

Проведение
профилактики.

4.

Организация работы
просвещению в школе.

5.

Работа
инспектора
ОДН
по В течение года Инспектор ОДН ОП № 13.
профилактике вредных привычек в
школе.

6.

Организация
диагностической
коррекционной работы.

7.

Семинары,
совещания
по В течение года
профилактике
правонарушений,
семейного неблагополучия.

месячников,
по

В течение года Члены Совета профилактики.
Классные руководители.

дней В течение года Службы и ведомства системы
профилактики, пед.коллектив.
правовому В течение года Заместитель директора по
СПР,
педагог-психолог, классные
руководители, соц. педагог.

и В течение года Педагог-психолог, классные
руководители, соц. педагог.
Зам. директора по СПР,
педагог-психолог,
соц.
педагог,
инспектор ОДН ОП № 13.

2. Профилактическая работа с обучающимися.
№
п/п

Содержание

Сроки

Ответственные,
привлекаемые к работе

1

2

3

4

1

Проведение
профилактических Один
раз
классных часов, направленных на четверть и
формирование ЗОЖ.
время
22

в Классные
руководители,
во инспектор ОДН ОП № 13,
педагог-психолог,
соц.

месячников
профилактики.

педагог.

2

Классные часы по формированию Один
раз
правовой культуры (в т.ч. знаний об четверть.
уголовной
и
административной
ответственности
за
хранение
и
употребление наркотических веществ,
курение
в
общественных
и
неположенных местах и т.д.).

3

Организация встреч с инспектором ОДН, В течение года Зам. директора по СПР.
специалистами служб и ведомств
системы профилактики с проведение
бесед о вреде курения, токсикомании и
наркомании;
компьютерной
зависимости.

4

Социализация детей и подростков. В течение года
Работа по реализации мероприятий
настоящей Программы (разделы 1-3),
Программы
«Социальная
коммуникация».

Зам. директора по СПР,
психолог,
классные
руководители,
воспитатели
ГПД, соц. педагог.

5

Привлечение к работе по профилактике В течение года
всех видов зависимостей
педагогов,
родителей и самих обучающихся:
– участие в родительских собраниях и
классных часах;
– проведение
бесед по разъяснению
последствий вредных привычек;
- участие в общешкольных семейных
вставках, конкурсах, соревнованиях и
состязаниях в рамках проекта «Здоровая
школа».

Зам. директора по СПР,
педагог- психолог, классные
руководители,
воспитатели
ГПД, соц. педагог.

6

Проведение Дней здоровья.

Зам. директора по СПР,
учитель
физической
культуры,
медицинский
работник, воспитатели ГПД.

7

Вовлечение обучающихся в
группы
Сентябрь,
Педагоги
дополнительного
дополнительного образования, занятости в течение года образования,
заместитель
в кружках и секциях.
директора по СПР, классные
руководители, воспитатели,
соц. педагог.

В течение года

в Классные руководители, соц.
педагог.

3. Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися, замеченными в курении.
№
п/п

Содержание

Сроки

Ответственные,
привлекаемые к работе

1

2

3

4

1

Изучение личности и составление В течение года Классные
руководители,
социально-психологических карт на
инспектор ОДН ОП № 13,
учащихся.
зам. директора по СПР.
23

2

Индивидуальные
профилактические В течение года Классные руководители, зам.
беседы с подростками.
директора по СПР, педагогпсихолог.

3

Вовлечение обучающихся
секции школы.

4

Занятия по адаптации, коррекции В течение года Педагог-психолог.
поведения с обучающимися.

5

Вовлечение обучающихся в социально- В течение года Классные руководители,
значимую
деятельность
через
зам. директора по СПР,
реализацию целевых Программ и
психолог.
программных мероприятий.

6

Индивидуальные
консультации В течение года Психолог,
социальный
психолога, инспектора ОДН.
педагог,
инспектор ОДН.

в кружки, В течение года Классные
руководители,
педагоги
дополнительного
образования.

4. Профилактическая работа с родителями.
№
п/п

Содержание

Сроки

Ответственные,
привлекаемые к работе

1

2

3

4

1

Посещение обучающихся на дому целью В течение года
обследования
социально-бытовых
условий проживания, контроля за семьей
и ребенком.

Классные
руководители,
воспитатели, соц. педагог,
зам. директора по СПР,
инспектор ОДН, инспектор
охраны прав детства..

2

Проведение цикла профилактических Во
время
Классные руководители,
бесед об ответственности родителей за рейдов,
инспектор ОДН ОП №13,
воспитание и здоровье детей.
родительских
педагог-психолог,
соц.
собраний
педагог.

3

Психолого-педагогическое
консультирование для родителей по
вопросам
здоровьесбережения
обучающихся.

4

Диагностика семейного воспитания В течение года Педагог-психолог,
(анкетирование, тест-опросник).
классные руководители.

5

Психологические часы для родителей: В течение года Классные
руководители,
тренинги, информационные часы по
педагог-психолог,
зам.
обмену
личным
опытом
по
директора по СПР.
предупреждению вредных привычек (в
рамках
работы
«Родительской
гостиной»).

6

Индивидуальные
консультации.

7

Организация просвещения родителей по В течение года
Зам. директора по СПР,
воспитанию ЗОЖ детей.
педагог-психолог, классные
руководители,
инспектор

Педагог-психолог, педагоги
школы, администрация

семейные В течение года Педагог-психолог,
руководители,
администрация.

24

классные

охраны прав детства.
8

Привлечение родителей к проведению В течение года
общественно-значимых
мероприятий,
экскурсий, походов и поездок детей.

Классные руководители.

5. Участие в районных, городских профилактических мероприятиях.
№
п/п

Содержание

Сроки

Ответственные,
привлекаемые к работе

1

2

3

4

1

Участие в реализации программ по:
– предупреждению правонарушений и
борьбы с преступностью;
– оздоровлению детей и подростков;

2

Участие в операциях:
– «Подросток»
– «Внимание, дети!»
- Интернет-урока «Имею право знать!»

В течение года

Май-сентябрь
Сентябрьоктябрь
20 ноября

Педагогический
коллектив,
родительская
общественность, инспектор
ОДН ОП № 13, педагогпсихолог.
Педагогический коллектив,
родительская
общественность, инспектор
ОДН ОП № 13, педагогпсихолог.

3

Участие в различных конкурсах, В течение года Классные руководители, зам.
проводимых в рамках проекта «Здоровая
директор по СПР, родители,
школа».
воспитатели.

6.

Профилактика наркомании, негативных привычек.

№
п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные,
привлекаемые к работе

1

2

3

5

1

Совещание при зам. директоре по Август-сентябрь Заместитель директора по
планированию работы по профилактике
воспитательной работе,
негативных привычек. Организация
специалисты
служб
и
взаимодействия служб и ведомств
ведомств
системы
системы профилактики.
профилактики,
классные
руководители, соц. педагог.

2

Обсуждение проблемы табакокурения на В течение года
заседании
секции
классных
руководителей, Совете профилактики.

Классные руководители, соц.
педагог.

3

Изучение отношения детей к проблемам В течение года
наркомании.

Педагог-психолог

4

Информирование
участников В течение года
образовательного процесса
(обучающихся, родителей, педагогов) по
вопросам
профилактики
вредных
привычек через беседы, игровые
практикумы, родительские собрания.

Администрация школы,
педагог-психолог,
медицинский работник.

5

Обучение педагогов школы методике В течение года

Классные руководители, зам.

25

ведения
профилактической
(посещение курсов).

работы

директора по СПР, педагогпсихолог, соц. педагог.

6. Участие в
конкурсах рисунков и В течение года
плакатов по профилактике наркомании,
вредных привычек, антиреклам вредных
привычек.

Классные
руководители,
воспитатели, зам. директора
по ВР, соц. педагог.

7

Участие в Днях здоровья.

Учитель
культуры,
руководители.

8

Чтение и обсуждение публикаций СМИ
Во время
Классные руководители 5–9
по обозначенной проблеме.
классных часов, классов,
педагогчасов общения библиотекарь.

9

Видеолекторий
по
проблеме В
ходе Заместитель директора по ВР,
профилактики наркомании, негативных месячников
и классные руководители.
привычек.
дней
профилактики.

В течение года

физической
классные

10 Школьный конкурс на лучший проект апрель
против вредных привычек «Мы за
здоровый образ жизни!».

Педагог-психолог,
руководители
5–9 классов.

11 Работа по пропаганде
культуры и спорта.

Учитель
культуры,
директора
воспитатели,
работник

физической В течение года

12 Работа по программе профилактики В течение года
негативных привычек
«Сделай свой
выбор».

классные

физической
заместитель
по
СПР,
медицинский

Социальный
педагог,
классные руководители.

13 Классные
часы
нравственности 1 раз в четверть Педагог-психолог,
(профилактика
наркомании,
классные
руководители,
табакокурения, алкоголезависимости и
воспитатели.
компьютерной зависимости), а так же по
направлениям ВР «Я и моё здоровье».
14 Тематические акции по формированию По плану
здорового образа жизни.
школы

ВР Зам. директора по СПР, соц.
педагог

Планируемые результаты реализации Программы:
1. Снижение количества обучающихся, состоящих на ВШК, на учёте в ОДН.
2. Отсутствие правонарушений среди несовершеннолетних.
3. Снижение количества обучающихся, замеченных в курении; отсутствие обучающихся,
занимающихся токсикоманией, наркоманией.
4. Снижение количества интернет-зависимых детей.
5. Повышение правовой и педагогической грамотности социально-неблагополучных семей;
6. Обеспечение контроля за социально-неблагополучными семьями с целью предупреждения
жестокого обращения с детьми и повышения психологического комфорта обучающихся в
семье.
7. Повышение правовой грамотности обучающихся.
Отслеживание результатов реализации Программы осуществляется при комплексном анализе
26

профилактической работы школы в конце каждого учебного года, где учитываются
количественные данные об обучающихся, состоящих на ВШК и учёте в ОДН, имеющих какойлибо вид зависимостей; результаты анкетирования и тестирования родителей и обучающихся;
количественные и качественные данные по участию родителей и детей в общешкольных
мероприятиях; данные из отделов полиции о правонарушениях обучающихся школы.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».