Целевая программа школы Профориентация 2023-2024 уч.год

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»
620010, г. Екатеринбург, ул. Караванная, 11 Тел.: 258-27-21, 258-60-65, 258-46-81

Целевая программа «Профориентация»

Разработчики:
Мазар Д.В.,
заместитель директора
Калинина Д.С.,
социальный педагог

г. Екатеринбург

Пояснительная записка
Обучающиеся образовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы, с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях
воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума,
готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих
интеллектуальному развитию обучающегося, школа, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью нацелена не только
на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у обучающихся, но и на
подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном
социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных
функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания. Ее
решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и
полноценному включению в производительный труд.
Практика

показывает,

что

некоторая

часть

выпускников

школ,

реализующих

адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной
отсталостью идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но
значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных
группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем
трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
8 психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального
труда;
9 отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство
социальной незащищенности;
10 неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих
возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
11 неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и
неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует
профессиональной интеграции в общество лиц с умственной отсталостью.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система
организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации,
профотбору, профессиональному самоопределению обучающихся с умственной отсталостью,
ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу
профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию обучающихся,

2

формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и
возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и
уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Поэтому предлагаемая система профориентационной работы в основном направлена на
актуализацию профессионального самоопределения обучающихся посредством активизации
специально организационной деятельности по получению информации о мире профессий и
расширения границ самопознания.
Также в ходе ее реализации возможно решение ряда задач:
1) Изучать динамическую структуру личности обучающегося с целью осуществления
коррекционного воздействия на ее развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой
деятельности, а так же изучать профессионально-трудовые возможности обучающихся и оказывать
содействие их развитию.
2)Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей
обучающихся.
3) Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и
уверенного поведения старшеклассников.
4) Готовить обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие
процессу профессионального и личностного самоопределения.
В программе четыре основных раздела:
• 1-4 классы. «Профессии»
Основной

целью

занятий

является

пробуждение

у

обучающихся

интереса

к

профессиональной сфере, формирование элементарных представлений о некоторых профессиях.
Знакомство с миром профессий. Занятия проводятся классными руководителями, проходят
в игровой форме (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
• 5-7 классы. «Маршруты в мир профессий»
Цель занятий: профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их
общественной значимостью.
Обучающиеся изучают те профессии, которые представлены в школе: знакомятся с
профильным трудовым обучением, пробуют свои силы в профессиях технического персонала
школы.
• 8 класс. «Я в мире профессий»
Цель занятий: формирование системы представлений о собственных возможностях и их
соотнесение с выбором профессии.
Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда.
Знакомство

с

психологическими

основами

профессионального

выбора.

Первичная

3

профдиагностика. Ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми
является наиболее доступным для выпускников школ, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью.
Занятия с восьмиклассниками нацелены главным образом на развитие у подростков
профессионального сознания, формирование личностного смысла выбора конкретной профессии,
развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами
и реальными возможностями.
• 9 класс. «Шаг в профессию»
Цель занятий: развитие адекватности профессионального самоопределения.
Основная направленность занятий: углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
развитие механизмов самопознания; коррекция самооценки и формирование представлений о
дальнейшей

жизненной

перспективе

посредством

выполнения

профессиональных

проб;

формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда; контроль и коррекция
профессиональных планов; оценка результатов достижений в избранной деятельности;
социально-профессиональная адаптация.
Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессе реализации предлагаемой
системы профориентационной работы, входят:
2) профессиональное просвещение умственноотсталых обучающихся (через расширение общего
кругозора обучающихся, знакомство с конкретными специальностями);
3) психологическое изучение и классификация профессий (знакомство с элементарными,
практически используемыми классификациями профессий);
4) пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно
для выпускников школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы;
5)

изучение

обучающимися

своих

индивидуально-психологических

особенностей

и

возможностей (через использование различных психодиагностических методик, адаптированных
для школьников со сниженным интеллектом);
6) индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в
выборе профессии;
7) профессиональные пробы, которые предусмотрены на каждом этапе реализации программы
и заключаются в выполнении обучающимися конкретного вида деятельности, связанного с какойлибо профессией.
Отличительной особенностью системы профориентационной работы является то, что в ее
реализации

задействован

ряд

специалистов

образовательной

организации,

реализующей

адаптированные основные общеобразовательные программы.
—

классные

руководители,

воспитатели,

учителя-предметники,

педагог-психолог,

социальный педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

4

В связи

с этим

преимущественным

направлением

работы

педагогов (классного

руководителя) являются:
1) профессиональное просвещение обучающихся;
2) организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного
образования в рамках расширения познаний о мире профессий;
3)

формирование

социально-необходимых

знаний

и

навыков

для

правильного

профессионального выбора воспитанников;
4) развитие творческого и художественно-эстетического потенциала обучающихся.
Главный аспект работы классных руководителей выпускных классов:
налаживание и поддержание сотрудничества с районным центром профориентации и
занятости населения, предприятиями по организации профориентационных мероприятий, а также
связи с отдельными учебными заведениями.
Работа учителей-предметников в данном направлении заключается в том, что на уроках
(по возможности) поддерживается интерес к профессиональной сфере в соответствии с изучаемой
профессией на классных часах. Например, на уроках русского языка обучающимся даются
задания («вставить пропущенные буквы», «изменить по родам слова» и т. д.) связанные с
профессией или трудом вообще. На уроках математики школьники могут решать задачи о
малярах, швеях и т. д.
Приоритетные направления работы педагога-психолога:
1) знакомство обучающихся с основами психологических знаний по профессиональной
ориентации;
2) развитие мотивации самопознания, побуждение обучающихся к осознанию собственных
индивидуальных особенностей и их соотнесение с требованиями, предъявляемыми профессией;
3) оказание содействия социальному становлению старшеклассников;
4) коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору
профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
Деятельность социального педагога осуществляется совместно с педагогом-психологом
школы, классными руководителями, учителями-предметниками.
В работе по различным направлениям определился круг видов профориентационной
работы:
— оказание помощи в оценивании своих способностей, профессионально важных качеств
личности, здоровья, умений, которые определяют профессиональную пригодность и возможности
личности;
—соотношение качеств личности, умений с требованиями профессии;
—проведение социальных проб, на их основе помощь в принятии решения.

5

Занятия проводятся систематически в течение учебного года:
1-4 классы – 6 занятий в год;
5-7 классы – 7 занятий в год;
8 класс — 14 занятий в год;
9 класс — 2 занятия в месяц (18 занятий в год).
Продолжительность одного занятия может варьировать от одного академического часа до
нескольких астрономических, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности
(например, время занятия может возрастать при проведении психодиагностической работы,
организации экскурсии, выполнении профессиональной пробы обучающимися).
Специфика предлагаемых занятий такова, что они предполагают разнообразные формы
работы: различные игры, беседы, рассказы, экскурсии на предприятия, психодиагностику,
профессиональные пробы и др. и исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения.
Реализация программы позволяет:
1) создать систему профориентационной работы в школе, реализующей адаптированные
основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью;
2) активизировать познавательную деятельность обучающихся в поисках «своей» профессии;
3)

всесторонне

изучить

индивидуально-психологические

особенности

и

возможности

обучающихся, оказать им помощь в оценке своих способностей и качеств, применительно к
конкретным видам трудовой деятельности;
4) повысить статус трудового воспитания в образовательной организации;
5) помочь формированию профессиональной направленности личности и общественно значимых
мотивов выбора профессии;
6) скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им
помощь в правильном выборе профессии.

6

1-4 классы. «Профессии» – 6 занятий.
№
п/п
1.

2.

Тема
Путешествие в мир
профессий.

Кол-во
занятий
1

Профессии:
воспитатель;
учитель;
библиотекарь;
продавец.

1

3.

Профессии:
уборщица;
дворник;
водитель;
кондуктор.

1

4.

Профессии:
почтальон;
полицейский;
пожарный;
врач, медицинская
сестра.
Профессии:
повар;
парикмахер,
швея (портной),
сапожник (обувщик);
строитель.
Обобщающее занятие по

1

5.

6.

1

1

Формы и методы обучения
Просмотр иллюстраций с
изображенными профессиями.
Знакомство обучающихся с
названиями профессий.
Рассказы, стихи и загадки о
профессиях.
Сюжетно-ролевая игра.
Упражнения: «Подбери действия»,
«Скажи одним словом».
Стихи и загадки о профессиях.
Рассказ о профессии воспитатель
(учитель; библиотекарь; продавец).
Сюжетно-ролевая игра.
Упражнения: «Четвертый лишний»,
«Помоги Незнайке».
Стихи и загадки о профессиях.
Пословицы о труде.
Рассказ о профессии уборщица
(дворник; водитель; кондуктор).
Сюжетно-ролевая игра.
Упражнение «Нелепицы».
Стихи и загадки о профессиях.
Рассказ о профессии почтальон
(полицейский; пожарный; врач).
Сюжетно-ролевая игра.
Упражнения: «Нелепицы», «Назови
профессию».
Стихи и загадки о профессиях.
Рассказ о профессии повар (продавец;
швея; строитель).
Закрепление знаний о профессиях:

Обеспечение
Сюжетные картинки.

Тексты стихов и загадок о
профессиях.
Игрушки, предметы и
картинки для игры.
Тексты упражнений,
стихов и загадок.
Картинки с профессиями
для беседы или рассказа.
Игрушки, предметы и
картинки для игры.
Тексты упражнений,
стихов и загадок.
Картинки с профессиями
для рассказа.
Игрушки, предметы и
картинки для игры.
Тексты упражнений,
стихов и загадок.
Картинки с профессиями
для рассказа.
Игрушки, предметы и
картинки для игры.
Тексты упражнений,
стихов и загадок.
Картинки с профессиями
для рассказа.
Картинки для беседы.

Кто проводит
Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

беседа по картинкам.
Игра «Угадай профессию» по
пройденным темам.
Упражнения «Кто чем работает», «Кто
где работает».

теме «Мир профессий».

Игрушки, предметы и
картинки для игры.
Тексты упражнений.

5-7 классы. «Маршруты в мир профессий» – 7 занятий.
№
п/п
1.

2.

3.

4.

Тема
«Мир профессий».

Работа технического
персонала школы:
уборщик помещений;
дворник;
вахтер.
Знакомство со
строительными
профессиями и
специальностями.

Профессиональнотрудовая подготовка по

Кол-во
занятий
1

1

2

1

Формы и методы обучения
Беседа о профессиях: что знают
обучающиеся о профессиях, что их
особенно привлекает в некоторых
профессиях, профессии родителей и
родственников.
Просмотр иллюстраций с изображенными
профессиями.
Рассказы, стихи и загадки о профессиях.
Рассказ учителя о профессиях уборщик
помещений, дворник, вахтер.
Наблюдение за работой технического
персонала.
Профессиональные пробы.
1) Экскурсия в школьные мастерские:
рассказ учителя о видах работ в
мастерских; беседа с обучающимися на
профилях столярное и штукатурномалярное дело.
2) Рассказ учителя о специальностях
столяра-строителя, плотника, маляра
строительного, штукатура.
3) Беседа с рабочими строительных
профессий.
1) Экскурсия на пришкольный участок:
рассказ учителя о видах работ; беседа с

Обеспечение
Сюжетные картинки.

Кто проводит
Классный
руководитель.

Тексты стихов и загадок
о профессиях.
Текст рассказа и
картинки о работе
персонала.
План наблюдения.

Классный
руководитель.

Оборудование
мастерских.

Классный
руководитель.

Текст рассказа и
картинки о строительных
специальностях.
Оборудование
мастерской.

Классный
руководитель.

направлению
«Цветоводство».

5.

Профессиональнотрудовая подготовка по
направлению
«Кулинария».

1

6.

Обобщающее занятие по
теме «Мир профессий».

1

обучающимися, обучающимися на
профиле цветоводство.
—Рассказ учителя о специальностях
цветовод, садовод, озеленитель.
—Беседа с представителями данных
специальностей.
1. Экскурсия в кабинет кулинарии:
рассказ учителя о видах работ; беседа с
обучающимися, обучающимися на
профиле кулинария.
2. Рассказ учителя о специальностях
мойщик посуды, помощник по кухне,
повар.
3. Беседа с представителями данных
специальностей.
Игра «Угадай профессию» по
пройденным темам.

Текст рассказа и
картинки.
Оборудование кабинета.

Классный
руководитель.

Предметы и картинки для Классный
игры.
руководитель.

8 класс. «Я в мире профессий» – 14 занятий.
№
п/п
1.

Тема
Профессиональный выбор
или Кем быть?

Кол-во
занятий
1

2.

Строительные профессии
и специальности.

1

3.

Работа по пошиву обуви.

1

4.

Работа швеи-мотористки,
слесаря-механика по

1

Формы и методы обучения

Обеспечение

Кто проводит

Беседа о профессиях: «Кем ты хочешь
стать?»

Сюжетные картинки и
вопросы для беседы.

Классный
руководитель

Рассказ учителя о работе плиточника,
столяра-строителя, плотника, маляра
строительного, штукатура.
Экскурсия в школьные мастерские.
Профессиональные пробы.
Беседа с представителем училища о
работе обувщика по ремонту обуви,
сборщика верха обуви.

План рассказа о
строительных
специальностях.
Оборудование
мастерских.
Вопросы для беседы.

Учитель штукатурномалярного дела.

Рассказ о работе швеи-мотористки,
слесаря по ремонту швейного

План рассказа.
Оборудование

Классный
руководитель и
представитель
училища.
Учитель швейного
дела.

ремонту швейного
оборудования.
Профессиональные
интересы и склонности.
Работа технического
персонала школы.

1

7.

Работа кондуктора.

1

8.

Работа в поликлинике или
больнице.

1

9.

Работа в детском саду.

1

10.

Работа на автомойке.

1

11.

Работа на почте.

1

12.

Физическая работа.

1

13.
14.

«Выбор профессии».
Обобщающее занятие по
теме «Кем быть?».

1
1

5.
6.

1

оборудования.
Экскурсия в швейную мастерскую
(школьную и/или ателье).
Профессиональные пробы.
Тестирование.
Рассказ учителя о профессиях уборщик
помещений, дворник, помощник по кухне,
вахтер.
Беседа с персоналом школы.
Профессиональные пробы.
Беседа о работе кондуктора городского
транспорта.
Рассказ о работе санитарки (уборка
помещений), кастелянши (выдача и прием
белья), гардеробщицы (прием и выдача
одежды посетителям).
Беседа о работе помощника воспитателя
(уборка групповых помещений, мойка
посуды и т. д.).
Рассказ о работе автомойщика (мойка
машин, химчистка салона).
Рассказ о работе сортировщика почты.
Экскурсия на почту.
Рассказ о работе грузчика, складского
работника, рабочего по ремонту автодорог
(разравнивание щебня, песка, асфальта),
разнорабочего лесозаготовительной
бригады (сборка сучьев).
Анкетирование, тестирование.
Повторение основного содержания работы
по каждой специальности.
Сочинение «Я выбираю профессию».

мастерской.
Классный
руководитель.
Тест, бланки для
ответов.
План рассказа. Вопросы
для беседы.

Психолог.

Вопросы для беседы.

Классный
руководитель.
Классный
руководитель.

План рассказа.

Вопросы для беседы.
План рассказа о работе
автомойщика.
План рассказа о работе
сортировщика почты.
План рассказа о
различной физической
работе.
Бланки анкеты.
Перечень
специальностей.
План для сочинения.

Классный
руководитель.

Классный руководитель
или сотрудник детского
сада.
Классный
руководитель.
Классный
руководитель.
Классный
руководитель.

Социальный педагог.
Классный
руководитель,
учитель русского
языка.

9 класс. «Шаг в профессию» – 18 занятий.
№
п/п
1.

Тема
«Все работы хороши,
выбирай на вкус».

Кол-во
занятий
1

Формы и методы обучения

Обеспечение

Кто проводит

Беседа об особенностях выбора профессии:
требования профессии к человеку (состояние
здоровья, специальное обучение и др.)

Вопросы для беседы.

Классный
руководитель.
Социальный
педагог.
Родители.
Обучающиеся ПУ.

2.

«Выбор профессии».

1

Анкетирование.

Бланки анкеты.

3.

Строительные профессии и
специальности.

2

Вопросы для беседы.

4.

«Карта интересов»

1

Экскурсия в профессиональное училище.
Беседа с выпускниками школы,
обучающимися по строительным
специальностям.
Тестирование.

Тест, бланки.

Психолог.

5.

Профессии: швея, слесарьмеханик по ремонту
швейного оборудования.

2

Вопросы для беседы.

Родители.
Студенты
техникума.

6.

Определение готовности к
выбору профессии.

1

Экскурсия в Техникум дизайна и сервиса.
Беседа с выпускниками школы,
обучающимися по специальностям швеямотористка, слесарь-механик по ремонту
швейного оборудования.
Анкетирование.

Опросник.

7.

Дисциплина труда.

2

Выдержки из
Трудового кодекса.

8.

Заработная плата.

1

9.

Оформление деловых бумаг.

1

Знакомство с Трудовым кодексом,
обсуждение статей Конституции.
Сюжетно-ролевая игра: «Устройство на
работу».
Рассказ учителя о способах оплаты труда
(сдельная, сдельно-премиальная, почасовая,
фиксированный оклад, ЕТС), примерная
оплата разных видов труда, вычеты и
надбавки, получение заработной платы
(когда – за первую и вторую половину
месяца, как – через банкомат, банк или в
кассе организации).
Заявление о приеме на работу, трудовой

Психолог,
социальный
педагог.
Учитель
обществознания.
Классный
руководитель.
Учитель СБО.

План рассказа о
заработной плате.
Текст задач.

Образцы заявления и

Учитель русского

договор (правила написания, основные
пункты).
Тестирование.

трудового договора.

языка.

Тест, бланки для
ответов.

Психолог.

1

11.

Профессиональная
направленность.
Центр занятости населения.

1

Экскурсия в Центр занятости населения: чем
занимается эта организация; основные
профессии и специальности, по которым
могут работать выпускники школы;
вакансии (спрос и предложение).

12.

Временные работы.

1

Беседа со специалистами Центра занятости.

Вопросы для беседы.

13.

Профессиональные
интересы и склонности.
Надомная работа.

1

Тестирование.

1

Итоговое занятие «Мой
профессиональный выбор».

1

Рассказ о видах надомной работы: сборка
изделий (ручек, фонариков, бус, брелков),
склеивание (пакетов, конвертов), упаковка
(канцелярских товаров, семян) и т. д.
Беседа с обучающимися о профессиональной
деятельности.

Тест, бланки для
ответов.
План рассказа.

10.

14.

15.

Классный
руководитель,
специалист службы
трудоустройства.

Вопросы для беседы.

Специалисты
службы
трудоустройства.
Психолог.
Классный
руководитель или
специалист службы
трудоустройства.
Классный
руководитель,
учитель русского
языка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».