Учебный план 5-9 классов (вариант 2) 2023-2024 уч. год

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»:
_______________________ Н.В. Солнцева
Приказ № 142 от 01.09.23.
Недельный учебный план адаптированной основной образовательной программы
общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития, (вариант 2) для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные предметы
5в**

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий мир

1.
2.
3.
4.

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

2.1. Математические представления
3.1. Окружающий природный мир
3.2. Человек
3.3. Домоводство
3.4. Окружающий социальный мир
4. Искусство
4.1. Музыка и движение
4.2. Изобразительная деятельность
5. Физическая культура 5.1. Адаптивная физкультура
6. Технология
6.1. Профильный труд
(обслуживающий труд)
Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
1.1. Речь и альтернативная коммуникация
2.1. Математические представления
3.1. Окружающий природный мир
3.2. Человек
3.4. Окружающий социальный мир
4.1. Музыка и движение
4.2. Изобразительная деятельность
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
Коррекционные курсы*
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Внеурочная деятельность по направлениям:
1. Нравственное
2. Социальное
3. Общекультурное
4. Спортивно-оздоровительное
Всего к финансированию:

Классы
6в
7в 8в**

9в

Количество учебных часов
3

3

3

3

3

2
2
2
3
2
3
3
3
-

2
2
1
5
2
2
3
2
2

2
2
1
5
2
2
3
2
2

2
2
1
5
3
2
2
4

2
2
5
3
2
2
5

23
6

24
6

24
6

24
6

24
6

-

1
1
1
1
1
1
-

1
1
1
1
1
1
-

-

1
1
1
1
2

29
10
4

30
10
4

30
10
4

30
10
4

30
4
4

1
1
1
1
6

1
1
1
1
6

1
1
1
1
6

1
1
1
1
6

1
1
1
1
-

1
2
1
2
39

1
2
1
2
40

1
2
1
2
40

1
2
1
2
40

34

*Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня
по отдельно составляемым расписаниям.
** Обучение по общеобразовательным программам данного класса осуществляется индивидуально на дому.

Пояснительная записка к недельному учебному плану адаптированной основной
образовательной программы общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития, (вариант 2) для 5-9 классов на 2023-2024
учебный год
При составлении учебного плана на 2023-2024 учебный год в целях организации
общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,
с тяжелыми и множественными нарушениями развития, со сложным дефектом школа
использовала соответствующие документы действующего законодательства в области
образования и образования лиц с особыми нуждами:
 федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

областной закон от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской
области" (с изменениями);
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 442
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования. (Раздел 3. Особенности
организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями
здоровья);
 письмо Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 «О
получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
 постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Cанитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (САНПИН 2.4.3648-20);
 федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2),
утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года за № 1026;
 инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ
«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVIII видов» от 04.09.1997 г. № 48;

инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от
26.12.2000 № 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от
04.09.1997 № 48";
 устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области № 20-Д от 10 января 2020 г.
Классы для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью являются
одной из форм организации учебного процесса в образовательной организации и
предоставляют
обучающимся
возможность
получения
индивидуального
и
дифференцированного обучения, развития, а также максимально возможной социализации
этой категории детей.
Исходя из возможностей школы, количества детей с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью, степени выраженности первичного нарушения, а также детей, имеющих
сложную структуру дефекта в 2023-2024 учебном году обучение таких учащихся организовано
следующим образом:
 в отдельных классах;
 путем интегрирования в классы для обучения детей с легкой умственной отсталостью;
- индивидуально на дому.
Организационные и гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного
процесса, максимальная нагрузка на обучающихся в классе устанавливаются по 5-ти дневной
учебной неделе в соответствии с действующими санитарными правилами. Начало и
продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии с годовым

календарным учебным графиком школы. Продолжительность урока составляет 40 минут в
течение всего учебного года. Процесс обучения в ходе уроков реализуется на основе
индивидуально-типологических особенностей обучаемых с использованием фронтальных и
индивидуализированных форм работы.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы в образовательной организации, и учебное время, отводимое на их изучение. Часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, в данном
учебном плане представлена добавленными часами к учебным предметам обязательной
части учебного плана в количестве 6 часов для обучающихся в классе с учетом возможностей
обучаемых. Для обучающихся индивидуально на дому разрабатывается индивидуальный
учебный план.
В данном учебном плане школы на 2023-2024 учебный год определены классы,
перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики
указанной категории обучающихся. В части образовательных областей и их предметного
содержания его следует рассматривать как ориентир учителя на возможные маршруты
обучения и воспитания. С учетом представленного учебного плана на основе адаптированной
основной общеобразовательной программы школы педагогами составляются рабочие
программы по учебным предметам и СИПР для каждого обучающегося с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми
и множественными нарушениями развития как в различных классах школы, так и на дому.
Содержание обучения представлено предметами, которые имеют практическую
направленность и могут быть максимально индивидуализированы. Приоритетными в
содержании образования таких детей являются социальные и воспитательные цели
обучения, выработка адаптивных навыков. Прежде всего, обучение направлено на
формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, на формирование практических представлений, умений и
навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности
и независимости в повседневной жизни. На первый план выступают следующие задачи
обучения:
- формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных
контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила
приличия;
- формирование и развитие коммуникативной функции речи;
- отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной
степени независимости;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный труд;
- мотивация на помощь другому, а не только ожидание помощи себе;
- эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе
и окружающим;
- развитие умения занять себя в свободное время;
- развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности;
- укрепление и охрана здоровья; физическое развитие ребенка; спортивные занятия.
Выбор тем и последовательность их изучения, продиктованы степенью доступности
и практической значимостью для дальнейшей жизни обучающихся с умеренной, тяжелой
и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Овладение знаниями, умениями и навыками
в различных образовательных областях регламентируется рамками полезных и необходимых
инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков
коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также
перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент
«жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в
процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Изучение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» направлено на:
- обучение чтению и письму в доступных обучающемуся пределах, развитие
предпосылок к осмысленному чтению и письму;

- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка;
- овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными;
- формирование умения пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
К 9 классу обучающиеся могут научиться читать и понимать несложные тексты
морально-этического плана, несложные инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги,
научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полные
имя и отчество, делать несложные записи.
Обучение математическим представлениям направлено на:
- формирование элементарных представлений о форме, величине; пространственных,
временных представлений;
- формирование представлений о количестве, числе, цифре, составе числа в доступных
обучающемуся пределах;
- знакомство со счетом, решением простых арифметических задач с опорой на наглядность;
- использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских
задач.
Учебные предметы образовательной области «Окружающий мир» («Окружающий
природный мир», «Человек», «Домоводство», «Окружающий социальный мир»)
способствуют усилению коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся
и направлены на:
- формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека;
- формирование представлений о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от
других;
- формирование представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье;
- овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с
выполнением повседневных дел дома;
- формирование представлений о мире, созданном руками человека;
- формирование представлений об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей;
- накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Содержание указанных предметов и количество отведенных часов предоставляет
возможность дать обучающимся обширные сведения об окружающем мире и закрепить
полученные трудовые умения на доступном практическом материале.
Большое значение для воспитания школьников, особенно развития их эмоциональной и
волевой сфер, имеют такие учебные предметы как изобразительная деятельность, музыка и
движение. Указанные уроки способствуют развитию координации движений, общей
моторики, мелкой моторики. Большое внимание уделяется воспитанию чувств. Дети учатся
различать основные цвета, их оттенки, учатся понимать красивое, эмоционально
воспринимать его, осваивая доступные средства изобразительной деятельности: лепка,
аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
Благотворно на них воздействует музыка (грустная, веселая), игра на простейших
музыкальных инструментах, развивается умение проявлять адекватные эмоциональные
реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Физические
недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка
двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет
стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача
педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться
воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на
музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Адаптивная физкультура как учебный предмет, прежде всего, способствует физическому
развитию детей, укреплению здоровья. Учитель обучает восприятию собственного тела,
осознанию своих физических возможностей и ограничений, способствует освоению
доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять,

передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств). Развивает двигательные
умения обучающихся, координацию, последовательность движений; учит определять свое
самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др., повышая
уровень самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон
психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм
поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия,
стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных
занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые
оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных
способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный
опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько
полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно
не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития
чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к
воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор
средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему
психическому и физическому развитию.
Предметно-практические действия
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи,
двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование
предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР,
достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне
неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая
помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической
деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических
манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные
действия с различными предметами и материалами.
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие
двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и
функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения
опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной
деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта,
поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию
двигательных навыков является целью занятий.
Альтернативная коммуникация
Обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации
является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь
невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами
коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной
коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
Наполнение данного учебного плана школы сформировано с учётом особенностей
детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР и возможностей
образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность для обучающихся 6в, 7в классов с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» реализуется через

организацию работы с детьми классным руководителем по направлениям: нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Основной целью внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»
является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью.
Реализация учебного плана предполагает овладение обучающимися по возможности
знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях, накопление
доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой
деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную
деятельность (компонент «жизненной компетенции»), что подготовит обучающегося к
использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье
и обществе. Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является
нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который
является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье,
решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую
деятельность.
Представленный учебный план является основой для составления индивидуального
учебного плана (на основе АООП, вариант 2) для каждого обучающегося индивидуально на
дому ребенка 5-9 классов. На основании заключения врачебной комиссии и заявления
родителей образовательное учреждение решает вопрос об организации образования
конкретного ребенка на дому. Вопросы организации и содержания индивидуального
обучения детей на дому регламентированы следующими нормативными документами:
- федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- областной закон от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
- письмо Министерства просвещения РФ от 24.11.21. № ДГ- 2121/07 о направлении
методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
- устав школы;
- положение школы «Об организации индивидуального обучения на дому в ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5».
С учетом представленного учебного плана для каждого обучаемого индивидуально на
дому разрабатываются индивидуальные учебные планы с пояснительными записками к ним,
специальные индивидуальные программы развития (СИПР), учитывающие психофизические и
индивидуальные особенности каждого обучающегося с умеренной, тяжелой или глубокой
умственной отсталостью, позволяющие вести обучение дифференцированно. Распределение
количества часов индивидуального учебного плана по предметам осуществляется по
согласованию с родителями (законными представителями).
При отборе содержания
образования в соответствии с представленным учебным планом школы, педагоги могут
ориентироваться на следующие примерные общеобразовательные программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года
за № 1026;
2. АООП Школы (вариант 2), разработанная для обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Основанием для выбора учебников является Федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном
процессе
образовательными
организациями,
реализующими
адаптированные основные общеобразовательные программы. В настоящее время нет
специально разработанных учебников для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью. Педагоги используют имеющиеся учебники (для обучающихся с
легкой умственной отсталостью).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».