Учебный план 5-9 классов (вариант 1) 2023-2024 уч. год

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»:
_____________________ Н.В. Солнцева
Приказ № 142 от 01.09.2023
Недельный учебный план адаптированной основной образовательной программы
общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
5-9 классов (вариант 1) на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные предметы

Классы
5а

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание

4. Человек и общество

5. Искусство
6. Физическая культура
7. Технология

1.
2.
3.
4.

1.1. Русский язык
1.2. Чтение (Литературное чтение)
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
4.1. Основы социальной жизни
4.2. Мир истории
4.3. История Отечества
5.1. Музыка
5.2. Изобразительное искусство
6.1. Адаптивная физическая культура
7.1. Профильный труд
Штукатурно-малярное дело
Кулинария
Цветоводство
Итого:
1.1. Русский язык

Часть, формируемая
участниками
2.1. Математика
образовательных
отношений:
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия* и ритмика):
Логопедические занятия
Ритмика**
Двигательное развитие
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность:

1. Нравственное направление: «Разговоры о важном»
2. Социальное направление: основы финансовой и
компьютерной грамотности
3. Общекультурное направление
4. Спортивно-оздоровительное направление
Всего к финансированию

Итого:

6а

7а

8а

9а

Количество учебных часов
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
3
3
3
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
6
6
6
27
1

2
6
6
6
28
1

2

2

2

7

7

7

7
7
7
29

7
7
29

7
7
7
29

1

1

1

-

-

2

2

1

1

1
1

1
29

30

30

30

30

6

6

6

6

6

3
1
2
4

3
1
2
4

3
1
2
4

3
1
2
4

3
1
2
-

1
1

1
1

1
1

1
1

-

1
1
39

1
1
40

1
1
40

1
1
40

36

*Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и во второй половине
дня по отдельно составляемым расписаниям
** Занятие «Ритмика» проводится по расписанию уроков на неделю

Пояснительная записка к недельному учебному плану адаптированной основной
образовательной программы общего образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью 5-9 классов (вариант 1) на 2023-2024 учебный год
Учебный план ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» для обучающихся с легкой
умственной отсталостью 5-9 классов предусматривает девятилетний срок обучения как
наиболее оптимальный для получения ими общего образования, профессиональнотрудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.
Нормативно-правовые основания формирования учебного плана образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью:

федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

областной закон от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской
области" (с изменениями);
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. №
442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
(Раздел 3. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья);
 письмо Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 «О
получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
 постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Cанитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (САНПИН 2.4.3648-20);
 федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года
за № 1026;
 инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ
«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVIII видов» от 04.09.1997 г. № 48;

инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от
26.12.2000 № 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от
04.09.1997 № 48";
 устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего
и профессионального образования Свердловской области № 20-Д от 10 января 2020 г.
Цели образования умственно отсталых детей определяются необходимостью
реализации прав личности такого ребенка на образование и трудовую подготовку, на создание
максимально благоприятных условий для решения следующих задач:
организация образовательного (учебно-воспитательного) процесса;
определение содержания методов обучения и воспитания в соответствии с
познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями
умственно отсталого школьника, своеобразием его развития;
обеспечение коррекции развития обозначенных детей с целью дальнейшей их
социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социальноправовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду.
Представленный учебный план ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» на 2023-2024
учебный год 5-8 и 9 классов включает в себя общеобразовательные предметы, содержание
которых адаптировано к возможностям указанных обучающихся с легкой умственной
отсталостью, а также специфические коррекционные занятия, индивидуальные и групповые.
Образовательным учреждением определен набор учебных предметов и распределение
учебных часов по ним в соответствии с федеральной адаптированной основной

образовательной программой (ФАООП) образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для обучающихся 5-8 и 9
классов согласно ФГОС ОО УО. Учебные предметы распределены по предметным областям
с указанием количества часов, отведенных в неделю на их изучение. Данный учебный план
является для школы документом, регламентирующим организацию и содержание
образования, объём учебных нагрузок по учебным предметам для обучающихся 5-8 и 9
классов.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы в образовательной организации, и учебное время, отводимое на их изучение. В 5-8
и 9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и осуществляется
допрофессиональное трудовое обучение по определенным профилям. Учитывая специфику
организации и проведения уроков трудового обучения, допускается в расписании уроков их
объединение по 2 часа.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, может предусматривать:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
В данном учебном году в 5-6 классах часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений, на основе особенностей контингента
обучаемых в классе дополняет количество часов русского языка и уроков математики, что
способствует реализации потребностей обучающихся.
Содержание обучения в 5-9 классах строится на основе общих закономерностей
развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному
обучению и социальному развитию. Содержание общеобразовательных предметов и выбор
профилей трудового обучения обусловлены возможностями умственно отсталых
обучающихся. Система предметов, преемственно продолжающихся от начальной до старшей
школы, позволяет практически осуществлять системную комплексную работу по развитию
умственно отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной
динамики.
Русский язык – как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения зависит
успешность всего школьного обучения. Основными задачами обучения русскому языку
являются: развитие устной и письменной речи умственно отсталых обучающихся;
повышение уровня общего и речевого развития обучающихся; воспитание общепринятых
норм общественного поведения; формирование у школьников умения правильно и
осмысленно читать доступный их пониманию текст; выработка элементарных навыков
грамотного письма, последовательного выражения своих мыслей в устной и письменной
форме.
На уроках чтения обучающиеся овладевают навыками правильного, беглого и
выразительного чтения, умением пересказывать прочитанное. Для уроков подбираются
произведения, содержание которых направленно на развитие познавательных интересов
детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. В
процессе обучения у обучающихся совершенствуется техника чтения, постепенно
формируются умения самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается
связная устная речь.

Основными задачами обучения математике умственно отсталых обучающихся
являются: формирование доступных количественных, пространственных и временных,
геометрических представлений, которые помогут им в дальнейшее успешно
социализироваться в обществе; повышение уровня общего развития учащихся и коррекция
недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Обучение математике
носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и
допрофессионально – трудовой подготовкой обучающихся.
Такой учебный предмет, как «Природоведение» направлен на формирование у
школьников элементарных знаний о живой и неживой природе, правильного понимания
явлений окружающей действительности, на воспитание бережного отношения к природе. В
рамках данного предмета происходит изучение природы и экологии Урала.
Предмет «Основы социальной жизни» – это система специальных уроков,
направленных на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду,
на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации,
на повышение общего развития обучающихся, на всестороннюю подготовку к будущей
самостоятельной жизнедеятельности. Учебный процесс по предмету строится так, чтобы
развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведения
домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. На уроках обучающиеся получают
элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.);
информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений,
предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
Неотъемлемая часть занятий — формирование морально-этических норм поведения,
выработка навыков общения с людьми в жизненных различных ситуациях.
Урокам изобразительного искусства придается большое развивающее и коррекционное
значение. Содержание этого предмета направлено на развитие у обучающихся
художественного вкуса. Данные уроки способствуют развитию устойчивых интересов и
положительного эмоционально-ценностного отношения к предметам и явлениям
окружающего мира. Коррекционно-развивающая значимость заключается в формировании
воображения, наглядно-образного и творческого мышления, коррекции моторики кисти и
пальцев рук.
Физическая культура имеет большое значение для укрепления здоровья школьников,
развития и коррекции их моторики, способствует формированию культуры движения,
коррекции и компенсации нарушений физического развития и психомоторики посредством
различных видов физических упражнений, сюжетно-ролевых подвижных игр и эстафет. На
уроках физической культуры проводится работа по подготовке обучающихся к
соревнованиям различного уровня (областные, российские и международные), что
способствует более успешной социализации и адаптации обучающихся. У обучающихся
формируются представления о необходимости отношения к собственному здоровью, как к
высшей ценности; представления, обеспечивающие необходимыми знаниями и навыками по
укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни, охране здоровья;
представления, позволяющие осознать своё место в природе, обществе, сформировать
активную экологическую позицию.
Образовательная область – Технология.
Особое значение придается подготовке обучающихся к трудовой деятельности.
Трудовое обучение рассматривается как средство коррекции умственного развития и
нравственного воспитания обучающихся, что позволяет выпускникам в дальнейшей
самостоятельной жизни включиться непосредственно в производительный труд.
Целью допрофессионального трудового обучения уже с 5 класса является подготовка
обучающихся к самостоятельному труду по определенному профилю. В 2023-2024 учебном
году на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» в школе реализуются профили
трудового обучения «Кулинария» (6-9 кл.), «Штукатурно-малярное дело» (5 кл., 7-9 кл.),
«Цветоводство» (5-7 кл., 9 кл.) и «Обслуживающий труд» (6в, 7в, 9в классы, 2 вариант).
Учебный план отражает количество часов на прохождение обучающимися
программного материала по определенному профилю трудового обучения применительно к
условиям школы. При проведении уроков трудового обучения полностью укомплектованные
классы делятся на подгруппы, которые формируются с учетом познавательных,
психофизических особенностей и рекомендаций врача. Практическая направленность

трудового обучения осуществляется в ходе учебного процесса, исходя из возможностей
материально-технической базы школы.
Содержание учебного плана выстроено на основе стратегической цели
образовательной деятельности школы: обеспечение условий функционирования и развития
педагогической системы школы, направленной на коррекцию недостатков умственно
отсталых обучающихся и развитие их личности в соответствии с возможностями,
интересами, потребностями, склонностями.
Коррекционно-развивающая область представлена курсами:
- логопедические занятия;
- ритмика;
- двигательное развитие;
- развитие психомоторики и сенсорных процессов;
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с легкой умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия, занятия по
развитию психомоторики и сенсорных процессов, занятия двигательного развития имеют
специфическую форму организации. Их продолжительность составляет 15-20 минут
учебного времени на одного обучающегося. В расписании для них отводится период времени
как в первую, так и во вторую половину дня. Группы на коррекционные занятия
комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных или других
нарушений.
Задачи учёта индивидуальных особенностей личности обучающегося решаются школой
как на уроках, так и на индивидуальных (групповых) коррекционных занятиях.
Представленные в учебном плане школы коррекционные технологии, обязательные для
преодоления (сглаживания) специфических нарушений обучающихся (двигательное
развитие, логопедическая коррекция, развитие психомоторики и сенсорных процессов) могут
быть максимально индивидуализированы.
Приоритетными направляющими коррекционной работы в образовательном процессе
являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функций речи;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма;
- корригирование средствами предметной и игровой деятельности недостатков
восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации и др.;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование навыков социального поведения, знаний о себе и окружающем
микросоциуме;
- привитие навыков самообслуживания, формирование самостоятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных учебным планом АООП школы для обучающихся 5-8
классов (4 часа). Часы внеурочной деятельности для обучающихся 9 класса в данном
учебном году не включены в учебный план, т.к. обучающиеся продолжают обучение в
рамках учебного плана 2002 года.
Внеурочная деятельность для обучающихся 5-9 классов в ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5» реализуется через организацию работы с детьми
учителями и классным руководителем по направлениям: нравственное, социальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Основной целью внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа
№ 5» является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни

в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого
обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в
свободное время. В связи с этим для обучающихся школы разработана и реализуется
программа «Финансовая грамотность», которая на доступном уровне дает возможность
понять, что такое деньги, доходы, расходы, значение труда для получения доходов и т.п. В
социальное направление деятельности включена также программа «Основы
компьютерной грамотности» для 5-6 классов. Указанная программа помогает
обучающимся приобрести базовые знания и начальные навыки работы на компьютере,
который используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и
т.д. В 7-9 классах полученные навыки закрепляются и расширяются на уроках
информатики, которые включены в обязательную часть учебного плана.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой
самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей
среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам
жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Результативность внеурочной деятельности обучающихся 5-8 классов с легкой
умственной отсталостью предполагает: приобретение обучающимися доступного по их
возрастным и психофизическим возможностям социального знания, формирования
положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного
общественного действия.
Для детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе и
нуждаются в индивидуальном режиме учебной деятельности, организуется
индивидуальное обучение на дому.
Представленный учебный план является основой для составления индивидуального
учебного плана для каждого обучающегося на дому ребенка с легкой умственной
отсталостью 5-9 классов. На основании заключения врачебной комиссии и заявления
родителей образовательное учреждение решает вопрос об организации образования
конкретного ребенка на дому. Вопросы организации и содержания индивидуального
обучения детей на дому регламентированы следующими нормативными документами:
- федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- областной закон от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями);
- письмо Министерства просвещения РФ от 24.11.21. № ДГ- 2121/07 о направлении
методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
- устав школы;
- положение школы «Об организации индивидуального обучения на дому в ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5».
Для каждого обучаемого на дому из состава 5-9 классов разрабатываются
индивидуальные учебные планы с учетом его психофизических и индивидуальных
особенностей (сопровождается характерной пояснительной запиской). Распределение
количества часов индивидуального учебного плана по предметам осуществляется по
согласованию с родителями (законными представителями) на основании действующих
нормативных документов. Таким образом АООП школы (вариант 1) индивидуализируется и
для каждого обучающегося на дому составляется специальная индивидуальная
образовательная программа (СИОП).
В перечень учебных программ, на которые могут ориентироваться педагоги при
отборе содержания образования, входят следующие общеобразовательные программы:
- федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года
за № 1026;

- АООП (вариант 1), разработанная Школой для обучающихся 5-9 классов.
Основанием для выбора учебников является Федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе в школах, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. В настоящее время образовательный процесс в старших
классах обеспечен учебниками на 100%, за исключением тех учебных предметов, по которым
учебники еще не разработаны.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».