Учебный план 1-4 классов (вариант 2) 2023-2024 уч. год

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»:
_______________________ Н.В. Солнцева
Приказ № 142 от 01.09.2023 г.
Недельный учебный план адаптированной основной образовательной программы
общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
с тяжелыми и множественными нарушениями развития, (вариант 2)
для 1-4 классов на 2023-2024 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Классы
1в*
Обязательная часть

2в

3в*

4в*

Количество учебных часов

1. Язык и речевая
практика
2. Математика

1.1. Речь и альтернативная
коммуникация
2.1. Математические представления

3

3

2

2

2

2

2

2

3. Окружающий мир

5. Физическая культура

3.1. Окружающий природный мир
3.2. Человек
3.3. Домоводство
3.4. Окружающий социальный мир
4.1. Музыка и движение
4.2. Изобразительная деятельность
5.1. Адаптивная физкультура

2
2
1
2
3
2

2
2
1
2
3
2

2
2
1
1
2
3
2

2
2
1
1
2
3
2

6. Технология

6.1. Профильный труд

-

-

-

-

17

17

17

17

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

4

6

6

6

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

-

1

-

-

2.1. Математические представления

-

1

-

-

3.1. Окружающий природный мир

-

1

-

-

3.2. Человек

-

1

-

-

3.4. Окружающий социальный мир

-

1

-

-

4.1. Музыка и движение

-

1

-

-

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
Коррекционные курсы:
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Внеурочная деятельность по направлениям:

21

23

23

23

10
6
2
1
1
2
4

10
6
2
1
1
2
4

10
6
2
1
1
2
4

10
6
2
1
1
2
4

1. Нравственное
2. Социальное
3. Общекультурное
4. Спортивно-оздоровительное
Всего к финансированию

1
1
1
1
31

1
1
1
1
33

1
1
1
1
33

1
1
1
1
33

4. Искусство

Итого:

* Обучение по общеобразовательным программам данного класса осуществляется индивидуально на дому.

Пояснительная записка к недельному учебному плану адаптированной основной
образовательной программы общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
с тяжелыми и множественными нарушениями развития, (вариант 2)
для 1-4 классов на 2023-2024 учебный год
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 федерального закона «Об образовании в РФ»
«образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим
Федеральным законом не установлено иное». Следовательно, образовательная организация
самостоятельна в разработке и утверждении учебного плана как составной части
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью. Нормативные правовые основания формирования учебного плана
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью на
2023-2024 учебный год:
 федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

областной закон от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской
области" (с изменениями);
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. №
442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. (Раздел
3. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья);
 письмо Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 «О
получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
 постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Cанитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (САНПИН 2.4.3648-20);
 федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2),
утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года за № 1026;
 устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
общего и профессионального образования Свердловской области № 20-Д от 10 января 2020
г.
Учебный план образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - учебный план)
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее
Стандарт).
Представленный учебный план образовательной организации ГБОУ СО
«Екатеринбургская
школа
№
5»,
реализующей
адаптированные
основные
общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития
ориентирован на обучающихся 1-4 классов из расчета 9-летнего периода обучения. Данный
документ является составной частью организационного раздела адаптированной основной
общеобразовательной программы школы (вариант 2), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным предметам.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть

реализованы в образовательной организации, и учебное время, отводимое на их изучение.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, в данном
учебном плане представлена добавленными часами к учебным предметам обязательной
части учебного плана в количестве 6 часов с учетом возможностей обучаемых. Для
обучающихся индивидуально на дому разрабатывается индивидуальный учебный план.
Учебный план составлен с учётом максимальной величины недельной
образовательной нагрузки при 5-дневной учебной неделе в соответствии с СанПиН
2.4.3648-20. Продолжительность каникул в течение учебного года для всех обучающихся
составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Продолжительность
учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебных недели, так как для
профилактики переутомления в годовом календарном учебном графике предусмотрены
дополнительные каникулы недельной продолжительности.
В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре и октябре
проводятся 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре и декабре − 4 урока в день до 35
минут каждый; с января по май − 4 урока в день до 40 минут каждый. Продолжительность
перемен в 1- 4 классах между уроками – не менее 10 минут. Имеются 2 перемены по 20
минут каждая.
Обучающиеся 1-4 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности,
препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых
психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех
структурных
компонентов
речи:
фонетико-фонематического,
лексического
и
грамматического; затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи,
что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств
невербальной коммуникации.
Внимание отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости,
неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению
сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных
действий.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации,
точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег,
прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной
умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость
движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной
нецеленаправленной деятельностью. Наиболее типичными для данной категории
обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных
дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти,
шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др.
Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и
специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью
волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное
состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в
негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет
мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный,
неустойчивый характер.
Учет типологических особенностей с позиции специальной психологии и педагогики
позволяет решать задачи организации условий обучения и воспитания детей в
образовательной организации путем введения специальных учебных предметов и
коррекционных курсов. Учебный план для обучающихся 1в, 2в, 3в и 4в классов включает
следующие предметы:
Речь и альтернативная коммуникация
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться
ими в процессе социального взаимодействия. Смысл - поэтапное планомерное расширение
жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка
пределах.
Математические представления

Основная задача - обучение элементарным математическим представлениям о форме,
величине; формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных
представлений, учить различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Формировать представления о количестве, числе, знакомить с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах.
Окружающий природный мир
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах
и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование
представлений о растительном и животном мире.
Человек
Содержание обучения в рамках указанного предмета включает формирование
представлений о себе как «Я», и своем ближайшем окружении, осознание общности и
различий «Я» от других. Формирование умений решать каждодневные жизненные задачи,
связанные с удовлетворением первоочередных потребностей, способствуя повышению
уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Окружающий социальный мир
Цель обучения: формировать представления о мире, созданном руками человека,
вызывая интерес к объектам, созданным человеком; представления об окружающих людях,
о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развивать
межличностные и групповые отношения, способствуя накоплению положительного опыта
ребенка.
Музыка и движение
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним
из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут
ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными
способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к
подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога
состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать
звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику
звучания разных жанровых произведений.
Изобразительная деятельность
Педагог работает над освоением обучающимися доступных средств изобразительной
деятельности на занятиях лепкой, аппликацией, рисованием, предлагая использование
различных изобразительных технологий. У обучающихся воспитывается эмоциональное
отношение к миру, формируются восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная
координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность
выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения,
доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.
Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник
позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие
используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию,
доставляет им много положительных эмоций.
Адаптивная физкультура
Учитель обучает восприятию собственного тела, осознанию своих физических
возможностей и ограничений, способствует освоению доступных способов контроля над
функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием
технических средств). Развивает двигательные умения обучающихся, координацию,
последовательность движений; учит определять свое самочувствие в связи с физической
нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др., повышая уровень самостоятельности в
освоении и совершенствовании двигательных умений.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных
занятий.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный
опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько

полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт
спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль
развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее
чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически
продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать
их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Предметно-практические действия
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи,
двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование
предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР,
достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне
неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая
помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической
деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических
манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные
действия с различными предметами и материалами.
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие
двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и
функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения
опорно-двигательных
функций,
значительно
ограничивающие
возможности
самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению
сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и
функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий.
Альтернативная коммуникация
Обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации
является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь
невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами
коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной
коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной
деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется
общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных
учебным планом (4 часа).
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» реализуется через
организацию работы с детьми классным руководителем по направлениям: нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Основной целью внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №
5» является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью.
Реализация учебного плана предполагает овладение обучающимися знаниями,
умениями и навыками в различных образовательных областях, накопление доступных
навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности,
а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность
(компонент «жизненной компетенции»), что подготовит обучающегося к использованию
приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация
его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является
привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать
вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность.

Представленный учебный план является основой для составления индивидуального
учебного плана для каждого обучающегося индивидуально на дому ребенка с умеренной,
тяжелой или глубокой умственной отсталостью 1в, 2в, 3в и 4в классов. На основании
заключения врачебной комиссии и заявления родителей образовательное учреждение решает
вопрос об организации образования конкретного ребенка на дому. Вопросы организации и
содержания индивидуального обучения детей на дому регламентированы следующими
нормативными документами:
- федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- областной закон от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями и дополнениями);
- письмо Министерства просвещения РФ от 24.11.21. № ДГ- 2121/07 о направлении
методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
- устав школы;
- положение школы «Об организации индивидуального обучения на дому в ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5».
Индивидуальные учебные планы для каждого обучаемого на дому разрабатываются с
учетом его психофизических и индивидуальных особенностей (сопровождается характерной
пояснительной запиской). Распределение количества часов индивидуального учебного плана
по предметам осуществляется по согласованию с родителями (законными представителями)
из расчета количества учебных часов в неделю в соответствии с действующими
нормативными документами. Таким образом АООП школы (вариант 2) индивидуализируется
и для каждого обучающегося на дому составляется специальная индивидуальная программа
развития (СИПР).
В перечень учебных программ, на которые могут ориентироваться педагоги при отборе
содержания образования, входят следующие примерные общеобразовательные программы:
- федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года
за № 1026;
- АООП (вариант 2) Школы, разработанная для обучающихся 1-4 классов;
- примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам
образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 2 (для 1 дополнительного и
1 классов), М: «Просвещение», 2020;
- примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам
образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 2 (для 2 класса), М:
«Просвещение», 2022;
- комплект примерных рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной
деятельности (включающей коррекционно-развивающую область) для 3 класса,
адресованный
обучающимся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), вариант 2 (ОДОБРЕНО решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20);
- комплект примерных рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной
деятельности (включающей коррекционно-развивающую область) для 4 класса,
адресованный
обучающимся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), вариант 1 (ОДОБРЕНО решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).
Основанием для выбора учебников является Федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию
в образовательном процессе образовательными организациями, реализующими
адаптированные основные общеобразовательные программы. В настоящее время нет
специально разработанных учебников для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью. Педагоги используют имеющиеся учебники (для обучающихся с
легкой умственной отсталостью).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».