Учебный план 1-4 классов (вариант 1) 2023-2024 уч. год

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»:
____________________________ Н.В. Солнцева
Приказ № 142 от 01.09.2023

Недельный учебный план адаптированной основной образовательной
программы общего образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью 1-4 классов (вариант 1) на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные предметы
1а

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

1.1. Русский язык
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика
2. Математика
2.1. Математика
3. Естествознание
3.1. Мир природы и человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное искусство
5. Физическая культура 5.1. Адаптивная физическая культура
6. Технология
6.1. Ручной труд
Итого:
Часть, формируемая
1.1. Русский язык
участниками
1.2. Чтение
образовательных
1.3. Речевая практика
отношений:
2.1. Математика
Итого:
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия* и ритмика):
1. Логопедические занятия
2. Ритмика**
3. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность по направлениям:
1. Духовно-нравственное: «Разговоры о важном»
2. Социальное
3. Общекультурное
4. Спортивно-оздоровительное
Всего к финансированию

Классы
2а
3а

4а

Количество учебных
часов
3
3
3
3
3
4
4
4
2
2
2
2
3
4
4
4
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
2
1
1
1
21
20
20
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
21
23
23
23
6

6

6

6

3
1
2
4
1
1
1
1
31

3
1
2
4
1
1
1
1
33

3
1
2
4
1
1
1
1
33

3
1
2
4
1
1
1
1
33

*Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и во второй половине
дня по отдельно составляемым расписаниям
** Занятие «Ритмика» включено в недельное расписание уроков.

Пояснительная записка к недельному учебному плану адаптированной основной
образовательной программы общего образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью 1а, 2а, 3а и 4а классов (вариант 1) на 2023-2024 учебный год
Учебный план обучающихся с легкой умственной отсталостью 1а, 2а, 3а и 4а
классов указанной образовательной организации разработан в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
• приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (пункт
2.9.3 основного текста и приложения, пункт 2.9.10 приложения) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022
года за № 1026;
• устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области № 20-Д от 10 января 2020 г.
Представленный недельный учебный план образовательной организации ГБОУ
СО «Екатеринбургская школа № 5», реализующей адаптированные основные
общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью,
ориентирован на обучающихся c легкой умственной отсталостью 1а, 2а, 3а и 4а классов из
расчета 9-летнего периода обучения. Данный документ является составной частью
организационного раздела адаптированной основной общеобразовательной программы
школы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным
предметам.
Учебный план образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1а, 2а, 3а и 4а классов (далее - учебный план)
обеспечивает реализацию требований ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) в рамках реализации I
варианта АООП, определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы в образовательной организации, и учебное время, отводимое на их изучение.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся (п. 2.9.3 ФГОС
УО).
В 1а классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями не
предусмотрена часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений. Во 2а, 3а и 4а классах она дополняет количество учебных часов отдельных
обязательных предметов (2а и 3а классы - чтение – 1 час, русский язык – 1 час, речевая
практика – 1 час; в 4а классе – вместо речевой практики отводится 1 час на математику),
что способствует реализации индивидуальных потребностей обучающихся.
Представленный учебный план для обучающихся 1а, 2а, 3а и 4а классов составлен
с учётом максимальной величины недельной образовательной нагрузки при 5-дневной
учебной неделе в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20. Продолжительность каникул в
течение учебного года для всех обучающихся составляет не менее 30 календарных дней

(по годовому календарному учебному графику на 2023-2024 учебный год – 35 дней),
летом — не менее 8 недель. Продолжительность учебного года для обучающихся 2а, 3а и
4а классов составляет 34 учебных недели, для обучающихся 1а класса - 33 учебных
недели.
В 1а классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре и октябре
проводятся 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре и декабре − 4 урока в день до 35
минут каждый; с января по май − 4 урока в день до 40 минут каждый. Продолжительность
перемен в 1а - 4а классах между уроками – не менее 10 минут. Имеются 2 перемены по 20
минут каждая, в 1 классе предусмотрена динамическая пауза, продолжительностью 40
минут.
Основное направление работы с каждым обучающимся 1а класса в начале
обучения – это уточнение его образовательного маршрута в процессе учебной
деятельности, определение адекватности форм организации его обучения и воспитания.
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство
Физическая культура
Технология
Основные задачи реализации содержания образовательных областей.
Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена учебными
предметами «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика», изучение которых строится
на принципах как орфографического, так и коммуникативного подхода, который
направлен, прежде всего на преодоление характерного для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья речевого негативизма, развитие контекстной
устной и письменной речи, где орфографические правила и грамматические понятия
обеспечивают самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной
форме.
Основные задачи реализации содержания учебных предметов.
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в
процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском
(родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование
письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию
и возрасту текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков
связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности,
овладение нормами речевого этикета
Образовательная область «Математика» представлена элементарной
математикой и в её структуре - геометрическими понятиями.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Математика»:
овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных
видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые
математические знания в жизни.
Образовательная область «Естествознание» реализуется через предмет «Мир
природы и человека», изучение которого помогает обучающимся в коррекции устной
связной речи, а также расширяет знания о свойствах живой и неживой природы.

Основные задачи реализации содержания: формирование представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе,
взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к исп ользованию
знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных
и климатических условиях.
Образовательная область «Искусство» представлена учебными предметами
«Изобразительное искусство» и «Музыка».
Основные задачи реализации содержания: изобразительное искусство.
Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для
решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать
«красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности
в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Образовательная область «Физическая культура».
Учебный предмет: адаптивная физическая культура. Основные задачи реализации
содержания: формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и
сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами
доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в
соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств
личности.
Образовательная область «Технология» является одной из важнейших в учебном
плане и представлена предметом «Ручной труд». Главной задачей трудового обучения
является формирование потребности в труде, положительной мотивации к трудовой
деятельности. В 1 классе данный предмет имеет первостепенное значение в коррекции
моторных навыков и в развитии пространственной ориентировки.
Основные задачи реализации содержания: овладение элементарными приемами
ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности,
привитие положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных
представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности
выбора доступной профессии. Содержание трудового обучения в 4а классе является
переходной ступенью от ручного труда к допрофессиональному.
«Коррекционно-развивающая область»
представлена коррекционными занятиями: логопедические, ритмика, развитие
психомоторики и сенсорных процессов.
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные
движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие
координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,
пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Формирование учебной
мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов, развитие психических познавательных процессов, моторики, эмоциональной и
волевой сфер. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к
эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе,
формирование и развитие навыков социального поведения.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия в расписании выбирается
период времени как в первую, так и во вторую половину дня. Его продолжительность
составляет 15-20 минут учебного времени на одного ученика.
Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом однородности и
выраженности речевых, двигательных или других нарушений.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных учебным планом (4 часа).
Внеурочная деятельность для обучающихся 1а, 2а, 3а и 4а классов в ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5» реализуется через организацию работы с детьми учителем
и классным руководителем по направлениям: нравственное, социальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное.
Основной целью внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа
№ 5» является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого
обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в
свободное время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой
самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей
среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам
жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Результативность внеурочной деятельности обучающихся 1а - 4а классов с легкой
умственной отсталостью предполагает: приобретение обучающимися доступного по их
возрастным и психофизическим возможностям социального знания, формирования
положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного
общественного действия.
Для детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе и
нуждаются в индивидуальном режиме учебной деятельности, организуется
индивидуальное обучение на дому.
Представленный учебный план является основой для составления индивидуального
учебного плана для каждого обучающегося на дому ребенка 1-4 классов с легкой
умственной отсталостью. На основании заключения врачебной комиссии и заявления
родителей образовательное учреждение решает вопрос об организации образования
конкретного ребенка на дому. Вопросы организации и содержания индивидуального
обучения детей на дому регламентированы следующими нормативными документами:
- федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- областной закон от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями на 01.09.2021 года);
- письмо Министерства просвещения РФ от 24.11.21. № ДГ- 2121/07 о направлении
методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;

- устав школы;
- положение школы «Об организации индивидуального обучения на дому в ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 5».
Для каждого обучаемого на дому из состава 1-4 классов разрабатываются
индивидуальные учебные планы с учетом его психофизических и индивидуальных
особенностей (сопровождается характерной пояснительной запиской). Распределение
количества часов индивидуального учебного плана по предметам осуществляется по
согласованию с родителями (законными представителями) на основании действующих
документов. Таким образом АООП школы (вариант 1) индивидуализируется и для каждого
обучающегося на дому составляется специальная индивидуальная образовательная
программа (СИОП).
В перечень учебных программ, на которые могут ориентироваться педагоги при отборе
содержания образования, входят следующие примерные общеобразовательные программы:
- федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП)
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022
года за № 1026;
- АООП (вариант 1) Школы, разработанная для обучающихся 1-4 классов;
- примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам
образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1 (для 1 дополнительного и
1 классов), М: «Просвещение», 2020;
- примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам
образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1 (для 2 класса), М:
«Просвещение», 2022;
- комплект примерных рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной
деятельности (включающей коррекционно-развивающую область) для 3 класса,
адресованный обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), вариант 1 (ОДОБРЕНО решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20);
- комплект примерных рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной
деятельности (включающей коррекционно-развивающую область) для 4 класса,
адресованный обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), вариант 1 (ОДОБРЕНО решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).
Основанием для выбора учебников является Федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе в школах, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В настоящее время образовательный процесс
в начальных классах обеспечен учебниками по ФГОС ОО УО на 100%.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».