УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5»: ____________________________ Н.В. Солнцева Приказ № 142 от 01.09.2023 Недельный учебный план адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью 1-4 классов (вариант 1) на 2023-2024 учебный год Предметные области Учебные предметы 1а Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 1.1. Русский язык 1.2. Чтение 1.3. Речевая практика 2. Математика 2.1. Математика 3. Естествознание 3.1. Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5. Физическая культура 5.1. Адаптивная физическая культура 6. Технология 6.1. Ручной труд Итого: Часть, формируемая 1.1. Русский язык участниками 1.2. Чтение образовательных 1.3. Речевая практика отношений: 2.1. Математика Итого: Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия* и ритмика): 1. Логопедические занятия 2. Ритмика** 3. Развитие психомоторики и сенсорных процессов Внеурочная деятельность по направлениям: 1. Духовно-нравственное: «Разговоры о важном» 2. Социальное 3. Общекультурное 4. Спортивно-оздоровительное Всего к финансированию Классы 2а 3а 4а Количество учебных часов 3 3 3 3 3 4 4 4 2 2 2 2 3 4 4 4 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 2 1 1 1 21 20 20 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 21 23 23 23 6 6 6 6 3 1 2 4 1 1 1 1 31 3 1 2 4 1 1 1 1 33 3 1 2 4 1 1 1 1 33 3 1 2 4 1 1 1 1 33 *Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня по отдельно составляемым расписаниям ** Занятие «Ритмика» включено в недельное расписание уроков. Пояснительная записка к недельному учебному плану адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью 1а, 2а, 3а и 4а классов (вариант 1) на 2023-2024 учебный год Учебный план обучающихся с легкой умственной отсталостью 1а, 2а, 3а и 4а классов указанной образовательной организации разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: • приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (пункт 2.9.3 основного текста и приложения, пункт 2.9.10 приложения) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года за № 1026; • устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 20-Д от 10 января 2020 г. Представленный недельный учебный план образовательной организации ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5», реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью, ориентирован на обучающихся c легкой умственной отсталостью 1а, 2а, 3а и 4а классов из расчета 9-летнего периода обучения. Данный документ является составной частью организационного раздела адаптированной основной общеобразовательной программы школы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным предметам. Учебный план образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1а, 2а, 3а и 4а классов (далее - учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) в рамках реализации I варианта АООП, определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в образовательной организации, и учебное время, отводимое на их изучение. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся (п. 2.9.3 ФГОС УО). В 1а классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями не предусмотрена часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Во 2а, 3а и 4а классах она дополняет количество учебных часов отдельных обязательных предметов (2а и 3а классы - чтение – 1 час, русский язык – 1 час, речевая практика – 1 час; в 4а классе – вместо речевой практики отводится 1 час на математику), что способствует реализации индивидуальных потребностей обучающихся. Представленный учебный план для обучающихся 1а, 2а, 3а и 4а классов составлен с учётом максимальной величины недельной образовательной нагрузки при 5-дневной учебной неделе в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20. Продолжительность каникул в течение учебного года для всех обучающихся составляет не менее 30 календарных дней (по годовому календарному учебному графику на 2023-2024 учебный год – 35 дней), летом — не менее 8 недель. Продолжительность учебного года для обучающихся 2а, 3а и 4а классов составляет 34 учебных недели, для обучающихся 1а класса - 33 учебных недели. В 1а классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре и октябре проводятся 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре и декабре − 4 урока в день до 35 минут каждый; с января по май − 4 урока в день до 40 минут каждый. Продолжительность перемен в 1а - 4а классах между уроками – не менее 10 минут. Имеются 2 перемены по 20 минут каждая, в 1 классе предусмотрена динамическая пауза, продолжительностью 40 минут. Основное направление работы с каждым обучающимся 1а класса в начале обучения – это уточнение его образовательного маршрута в процессе учебной деятельности, определение адекватности форм организации его обучения и воспитания. Учебный план включает обязательные предметные области: Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Физическая культура Технология Основные задачи реализации содержания образовательных областей. Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена учебными предметами «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика», изучение которых строится на принципах как орфографического, так и коммуникативного подхода, который направлен, прежде всего на преодоление характерного для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья речевого негативизма, развитие контекстной устной и письменной речи, где орфографические правила и грамматические понятия обеспечивают самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Основные задачи реализации содержания учебных предметов. Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач. Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений. Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета Образовательная область «Математика» представлена элементарной математикой и в её структуре - геометрическими понятиями. Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Математика»: овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Образовательная область «Естествознание» реализуется через предмет «Мир природы и человека», изучение которого помогает обучающимся в коррекции устной связной речи, а также расширяет знания о свойствах живой и неживой природы. Основные задачи реализации содержания: формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к исп ользованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Образовательная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка». Основные задачи реализации содержания: изобразительное искусство. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве. Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров. Образовательная область «Физическая культура». Учебный предмет: адаптивная физическая культура. Основные задачи реализации содержания: формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности. Образовательная область «Технология» является одной из важнейших в учебном плане и представлена предметом «Ручной труд». Главной задачей трудового обучения является формирование потребности в труде, положительной мотивации к трудовой деятельности. В 1 классе данный предмет имеет первостепенное значение в коррекции моторных навыков и в развитии пространственной ориентировки. Основные задачи реализации содержания: овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, привитие положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. Содержание трудового обучения в 4а классе является переходной ступенью от ручного труда к допрофессиональному. «Коррекционно-развивающая область» представлена коррекционными занятиями: логопедические, ритмика, развитие психомоторики и сенсорных процессов. Основные задачи реализации содержания: Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, развитие психических познавательных процессов, моторики, эмоциональной и волевой сфер. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия в расписании выбирается период времени как в первую, так и во вторую половину дня. Его продолжительность составляет 15-20 минут учебного времени на одного ученика. Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных или других нарушений. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных учебным планом (4 часа). Внеурочная деятельность для обучающихся 1а, 2а, 3а и 4а классов в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» реализуется через организацию работы с детьми учителем и классным руководителем по направлениям: нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Основной целью внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5» является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Результативность внеурочной деятельности обучающихся 1а - 4а классов с легкой умственной отсталостью предполагает: приобретение обучающимися доступного по их возрастным и психофизическим возможностям социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. Для детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе и нуждаются в индивидуальном режиме учебной деятельности, организуется индивидуальное обучение на дому. Представленный учебный план является основой для составления индивидуального учебного плана для каждого обучающегося на дому ребенка 1-4 классов с легкой умственной отсталостью. На основании заключения врачебной комиссии и заявления родителей образовательное учреждение решает вопрос об организации образования конкретного ребенка на дому. Вопросы организации и содержания индивидуального обучения детей на дому регламентированы следующими нормативными документами: - федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - областной закон от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 01.09.2021 года); - письмо Министерства просвещения РФ от 24.11.21. № ДГ- 2121/07 о направлении методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью; - устав школы; - положение школы «Об организации индивидуального обучения на дому в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 5». Для каждого обучаемого на дому из состава 1-4 классов разрабатываются индивидуальные учебные планы с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей (сопровождается характерной пояснительной запиской). Распределение количества часов индивидуального учебного плана по предметам осуществляется по согласованию с родителями (законными представителями) на основании действующих документов. Таким образом АООП школы (вариант 1) индивидуализируется и для каждого обучающегося на дому составляется специальная индивидуальная образовательная программа (СИОП). В перечень учебных программ, на которые могут ориентироваться педагоги при отборе содержания образования, входят следующие примерные общеобразовательные программы: - федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа (ФАООП) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года за № 1026; - АООП (вариант 1) Школы, разработанная для обучающихся 1-4 классов; - примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1 (для 1 дополнительного и 1 классов), М: «Просвещение», 2020; - примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1 (для 2 класса), М: «Просвещение», 2022; - комплект примерных рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности (включающей коррекционно-развивающую область) для 3 класса, адресованный обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 (ОДОБРЕНО решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20); - комплект примерных рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности (включающей коррекционно-развивающую область) для 4 класса, адресованный обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 (ОДОБРЕНО решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20). Основанием для выбора учебников является Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В настоящее время образовательный процесс в начальных классах обеспечен учебниками по ФГОС ОО УО на 100%.